Папки-передвижки

Проект по ФЭМП «Живая математика»

Юлия Левченко
Проект по ФЭМП «Живая математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование проекта

«Музыка есть таинственная арифметика души;

Она вычисляет, сама того не подозревая»

Г. Лейбниц.

Музыкальное и математическое развитие – два основных направления в дошкольном образовании, два полюса человеческой культуры. Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в ней совершенство, простоту и гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываясь о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Публикация «Проект по ФЭМП „Живая математика“» размещена в разделах

И что если попробовать определенным образом переложить ноты на числа. Будет ли наблюдаться в этом числовом ряду закономерность? Если такая связь существует, то можно предположить обратное, что ряд чисел имеет свое музыкальное звучание.

Необходимую, существенную связь музыки и числа обнаружили ученые – философы пифагорейцы, которые открыли числовые соотношения, лежащие в основе музыкальных созвучий, и сформулировали ряд акустических законов музыки.

Уже тогда, в древнем мире, они считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось доказать связь музыки с математикой.

Прошло почти две с половиной тысячи лет со дня смерти Пифагора, но и сейчас время от времени в газетах и журналах появляются сообщения об открытии новых числовых чудес и их связи с музыкой.

Актуальность проекта

Математика – царица наук, тесным образом перекликается с музыкой. Несомненно, математика пронизывает музыку.

Музыка и ее первый звук родились одновременно с творением мира, как утверждали древние мудрецы.

В своих трудах ученые неоднократно делали попытки представить музыку как некую математическую модель. Приведем, к примеру, одну из цитат из работы Леонарда Эйлера “Диссертация о звуке”, написанная в 1727 году: “Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков”.

Свое отношение к математике и музыки ученые высказывались в своих личных переписках. Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: “Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать”. На что Гольдбах ему отвечает: “Музыка – это проявление скрытой математики”.

Однако, одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел,

Был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.

Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки. Родился Пифагор около 570 года до нашей эры на острове Самосее. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив ее, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Он учился музыки в Египте и сделал ее предметом науки в Италии. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Одним из достижений Пифагора и его последователей в математической теории музыки был разработанный ими «Пифагоров строй». Новая технология использовалась для настройки популярного в то время инструмента – лиры. Тем не менее, «Пифагоров строй» был несовершенен, как и древнегреческая арифметика. Расстояние между соседними звуками «Пифагорова строя» неодинаковые. Он – неравномерный. Чтобы сыграть мелодию, от какой- либо другой ноты, лиру каждый раз нужно перенастраивать. Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт (его первый труд - “Compendium Musicae” в переводе “Трактат о музыке”) , Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан Д’Аламбер, Даниил Бернулли и другие.

Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимосвязях и противоречиях, можно сделать вывод, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая и духовная деятельность человека. Что между ними размещается все, что человечество создало в области наук и искусства» – писал Г. Нейгауз. Изучив работы ученых, было установлено, что в прошлом были неоднократные попытки рассматривать музыку, как один из объектов изучения математики. Таким образом, многие учёные в древности считали, что гармония чисел является сродни гармонии звуков и дополняет друг друга, музыку и математику.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

-Конституция РФ;

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»(2014);

-ФГОС ДО (от 17.10.2013);

-Профессиональный стандарт педагога;

- Декларация прав ребенка (1959).

Обоснование значимости проекта для образовательной организации

В современной системе дошкольного образования, большую значимость приобретает интеграция образовательных областей.

В практике работы детских дошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании:

1. Методологическая функция формирует у детей современные представления о изучаемых дисциплинах.

2. Образовательная функция – формирует системность и связанность отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

3. Развивающая функция – формирует познавательную активность, преодолевает инертность мышления, расширяет кругозор.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствует содержание материала, методов и форм организации воспитания и обучения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Так музыка поможет ребенку в освоении математики, и образовательная деятельность станет намного увлекательней и интересней.

Паспорт образовательного проекта

Название проекта «Живая математика»

Разработчики проекта Павленко Ю. В.

Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Армавира

Вид проекта Долгосрочный

Цель проекта Провести взаимосвязь между музыкой и математическим развитием дошкольников

Задачи проекта 1. Формирование методической базы по проблеме проекта.

2. Установить связь между звуками и цифрами

3. Установить связь между звуками и способностями ребенка

4. Повышение качества образовательного процесса в ДОУ

Гипотеза инновационного проекта Если связь между музыкой и математикой

существует, то занятия музыкой помогают изучению математики.

Ожидаемые результаты Новый подход к организации образовательного процесса в ДОУ

Улучшение качества образовательных услуг в ДОУ

Внедрение инновационных форм воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Сроки реализации проекта Декабрь 2014-декабрь 2015

Этапы реализации проекта 1 этап – организационный (анализ современных исследований по проблеме проекта);

2 этап внедренческий;

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс интеграцию художественно-эстетической и познавательной областей ;

3 этап – результативный: анализ результатов, использования музыки при обучении математике дошкольников, обобщение опыта работы перспективы на будущее.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов, заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;

разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по проблеме проекта.

Кадровые:

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

привлечение необходимых специалистов извне;

создание творческих групп;

Информационные:

формирование банка данных по реализации проекта;

мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

Материально-технические :

приобретение технических и дидактических средств обучения;

оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Финансовые:

смета расходов ДОУ;

спонсорская и благотворительная помощь;

Перспективы (план) развития проекта

1. Анализ современных исследований и методических рекомендаций по проблеме взаимосвязи музыки и математики;

2. Создание творческой группы для работы над проектом;

3. Моделирование воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей;

4. Внедрение новых форм воспитательно-образовательной деятельности в образовательный процесс ДОУ.

5. Проведение системы мониторинга по внедрению новых форм работы с детьми;

6. Анализ полученных результатов, определение перспектив развития проекта.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ФЭМП для детей подготовительной группы «Звездная математика»Дидактическая игра по ФЭМП для детей подготовительной группы «Звездная математика» Авторы игры: Грибанова Анна Леонидовна, Василькова Юлия Валерьевна. Здравствуйте дорогие маамовцы! У нас в группе с прошлого года остались.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по ФЭМП для детей с ОВЗ: «Вкусная математика» Вкусная математика. Сказка «Колобок». Цель занятия: • формировать восприятие цвета, формы, величины предметов, сопоставление предмета с.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП методика математика во 2-ой младшей группе. Тема: «В гости к мышкам»Младшая группа Количество детей: 7 человек Дата проведения:16.09.2014г. Провела воспитатель: Лаптева Елена Сергеевна.

Конспект НОД по ФЭМП «Весёлая математика» ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми __средней_гр. №___6_ Тема ОД «Выявить сформированность знаний,.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну Математика!»Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну Математика!» Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну Математика!»(старший дошкольный возраст)Программное содержание:Продолжать.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Программное содержание: Образовательная область "Социализация": Закрепить у детей правила поведения на занятии. Развивающая область: Развивать.

Проект «Живая азбука»Проект «Живая азбука» Этот проект мы сделала ещё в марте. Мы его делали всей семьёй 2 дня. А потом оказалось, что нужно было сделать одну букву. Все буквы (печатные.

Проект «Живая и неживая природа» Проект «Объекты живой и неживой природы» Разработка проекта в средней группе. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь.

Экологический проект «Живая аптека» Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их.

Занятие по ФЭМП (старший дошкольный возраст) «Путешествие по стране Математика» Программное содержание: развивать умение декодировать информацию, работать со схемой; вычленять в рисунке-схеме из каких геометрических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ФЭМП «Живая математика»
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 22:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ФЭМП «Живая математика»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Левченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД