Получи документы

Экологический проект «Живая аптека»

Вера Москалёва
Экологический проект «Живая аптека»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, я также выявила, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Живая аптека».

Публикация «Экологический проект „Живая аптека“» размещена в разделах

Цель проекта :

- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях,

- выяснить какие из них растут в данной местности;

закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека

Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей: - способность к определению задач на основе поставленной проблемы; - умение планировать этапы своих действий; - аргументировать свой выбор;

Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

Приобщать детей к процессу познания;

Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях. Активизировать словарь по теме.

Предполагаемый результат:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Тип проекта : исследовательский.

Длительность проекта : 1 месяц (март)

Возрастная группа: подготовительная.

Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.

Предметно-развивающая среда:

Оформление альбома: «Зеленая аптека».

• Дидактические игры с экологическим содержанием.

• Подборка наглядно – дидактического материала на тему «Лекарственные травы»

• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, загадок, пословиц и поговорок о лекарственных растениях

• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

• Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

• Подготовка материала для опытной исследовательно - поисковой деятельности

• Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.

• Высушенные растения и их плоды.

Средства реализации проекта :

• Использование различных видов деятельности (познавательной, художественно-эстетической, речевой, игровой);

• Просвещение родителей;

• Организация развивающей среды;

• Специально-организованные занятия.

• Экскурсия в аптеку с. Ярлуково

• Организация опытов и исследовательно-поисковой деятельности

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап:

• Определение темы проекта.

• Формулировка цели и задач.

• Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап:

Выставка художественной литературы о лекарственных растениях. Знакомство с художественной литературой: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; С. Козлова «Волшебная травка зверобой»; Г. Х. Андерсен «Ромашка»; сказка «Добрый клевер»; И. Павлова «Хитрый одуванчик; Т. Крюкова «Подорожник» В. Берестов «Мать-и-мачеха». Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа); Заучивание загадок и стихов о растениях

Беседы: «Травы, которые лечат»»», «Травы возле твоего дома» : «Подорожник-лекарственное растение, «Мать-и-мачеха», «Клевер луговой», «Ландыш майский» «Лекарственное растение-зверобой», «Одна крапива заменит семерых врачей» «Чудо ромашка», «Одуванчик лекарственный».

Прослушивание музыкальных произведений:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»; В. Моцарт «Цветы»; П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»; Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»; М. Протасов «Одуванчики»

Художественно творческая деятельность: лепка «Ландыш серебристый», аппликация «Одуванчик», рисование «Мой друг - подорожник», конструирование из бумаги «Ромашка»

• Рассматривание альбома «Зеленая аптека»

• Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Опыт «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука, шалфея, мяты».

Заключительный этап.

• Экскурсия в аптеку с. Ярлуково

• Открытое занятие «Путешествие на поляну жизни»

Формы и методы реализации проекта : Беседа, развитие связной речи, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, литературно – музыкальная композиция, художественная литература, опытная и исследовательно-поисковая деятельность.

Реализация проекта :

1. Занятия познавательного цикла:

«Травы, которые лечат» беседа о лекарственных растениях.

Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

• Беседы из цикла «Трава у твоего дома»

Цель: Знакомство с растениями своего села Ярлуково, их внешним видом, лекарственными свойствами и правилами сбора.

•Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

•Составление схем «Что лечит растение»

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

-Посадка семян лекарственных растений.

Опыт «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука, шалфея, мяты».

2. Чтение литературы:

• А. Онегов «Тропинка полевая»;

• Н. Павлова «Загадки цветов»; «Хитрый одуванчик»

• С. Козлова «Волшебная травка зверобой», сказка «Добрый клевер», Г. Х. Андерсен «Ромашка», Т. Крюкова «Подорожник» В. Берестов «Мать-и-мачеха».

• А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа);

• Заучивание загадок и стихов о растениях («Ромашка» Н. Новицкая).

3. Игровая деятельность:

• Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

• Дидактическое упражнение «Определи по запаху»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

• Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

• Дидактическая игра «Цветы»

Цель: Вспомнить названия лекарственных растений, их частей, отличительные признаки. (крапива, одуванчик).

• Дидактическая игра «Найди растение по описанию»

Цель: Упражнять в умении находить растения по описанию.

• Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: Уточнить знания детей о сборе лечебных трав.

• Дидактическая игра «Что лечит это растение?»

Цель: закрепить знания о пользе и применении лекарственных растений.»,

• Дидактическая игра «От какого растения часть»,

• Дидактическая игра «Вылечи человека»

Цель: закрепить знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Дидактическая игра «Фитодоктор»

Цель: Дать понятие о пользе лекарственных растений; знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; закрепить знания о правилах безопасного поведения (дома, на улице, в лесу и около воды);

• С/р игра «Фитоаптека»

4. Занятия по художественно-эстетическому развитию

«Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Мой друг – подорожник» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунки характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

«Ландыш серебристый»»-лепка

Цель: упражнять в умении лепить части растения, передавать в лепке характерные особенности данного растения: Закрепить знания детей о лекарственных свойствах ландыша

• конструирование из бумаги «Ромашка»

Цель: познакомить детей со способом бумагокручения;

закрепить навыки сворачивания бумажных полос и дальнейшую обработку в технике квиллинг; воспитывать усидчивость и бережное отношение к бумаге; развивать мелкую моторику, внимательность; расширить знания детей об объектах природы.

5. Совместная деятельность с детьми и родителями:

• Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

• Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях

• Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

• Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

• Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

• Экскурсия в аптеку.

• Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

6. Итог проекта :

• Открытое занятие «Путешествие на поляну жизни»

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я старалась воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: я обогатила и обобщила опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Собрала материал о лекарственных растениях нашего села Ярлуково. Родителями совместно с детьми был оформлен альбом «Наши зеленые помощники» о лекарственных растениях с детскими рисунками и сказками

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивались воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Ребята познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунке, лепке, аппликации, в конструировании из бумаги.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект с детьми 2 младшей группы «Цветы» Познавательно-творческий проект с детьми 2 младшей группы «Цветы» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 недели ТИП ПРОЕКТА – познавательно-творческий. УЧАСТНИКИ.

Экологическое воспитаниеЭкологическое воспитание Данное открытое занятие я проводила в старшей группе. ] Цель занятия: расширить представление детей о предметах и явлениях природы, растительном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Живая аптека»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Живая аптека»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Москалёва (УИ 282967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД