Вера Москалёва
Экологический проект «Живая аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, я также выявила, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Живая аптека».
Публикация «Экологический проект „Живая аптека“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Цель проекта :
- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях,
- выяснить какие из них растут в данной местности;
закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека
Задачи:
Развивать поисковую деятельность детей: - способность к определению задач на основе поставленной проблемы; - умение планировать этапы своих действий; - аргументировать свой выбор;
Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);
Приобщать детей к процессу познания;
Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;
Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;
Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях. Активизировать словарь по теме.
Предполагаемый результат:
1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.
5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Тип проекта : исследовательский.
Длительность проекта : 1 месяц (март)
Возрастная группа: подготовительная.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.
Предметно-развивающая среда:
• Оформление альбома: «Зеленая аптека».
• Дидактические игры с экологическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему «Лекарственные травы»
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, загадок, пословиц и поговорок о лекарственных растениях
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
• Подготовка материала для опытной исследовательно - поисковой деятельности
• Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
• Высушенные растения и их плоды.
Средства реализации проекта :
• Использование различных видов деятельности (познавательной, художественно-эстетической, речевой, игровой);
• Просвещение родителей;
• Организация развивающей среды;
• Специально-организованные занятия.
• Экскурсия в аптеку с. Ярлуково
• Организация опытов и исследовательно-поисковой деятельности
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и задач.
• Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
Выставка художественной литературы о лекарственных растениях. Знакомство с художественной литературой: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; С. Козлова «Волшебная травка зверобой»; Г. Х. Андерсен «Ромашка»; сказка «Добрый клевер»; И. Павлова «Хитрый одуванчик; Т. Крюкова «Подорожник» В. Берестов «Мать-и-мачеха». Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа); Заучивание загадок и стихов о растениях
• Беседы: «Травы, которые лечат»»», «Травы возле твоего дома» : «Подорожник-лекарственное растение, «Мать-и-мачеха», «Клевер луговой», «Ландыш майский» «Лекарственное растение-зверобой», «Одна крапива заменит семерых врачей» «Чудо ромашка», «Одуванчик лекарственный».
• Прослушивание музыкальных произведений:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»; В. Моцарт «Цветы»; П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»; Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»; М. Протасов «Одуванчики»
• Художественно творческая деятельность: лепка «Ландыш серебристый», аппликация «Одуванчик», рисование «Мой друг - подорожник», конструирование из бумаги «Ромашка»
• Рассматривание альбома «Зеленая аптека»
• Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений
• Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
Опыт «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука, шалфея, мяты».
Заключительный этап.
• Экскурсия в аптеку с. Ярлуково
• Открытое занятие «Путешествие на поляну жизни»
Формы и методы реализации проекта : Беседа, развитие связной речи, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, литературно – музыкальная композиция, художественная литература, опытная и исследовательно-поисковая деятельность.
Реализация проекта :
1. Занятия познавательного цикла:
• «Травы, которые лечат» беседа о лекарственных растениях.
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
• Беседы из цикла «Трава у твоего дома»
Цель: Знакомство с растениями своего села Ярлуково, их внешним видом, лекарственными свойствами и правилами сбора.
•Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).
•Составление схем «Что лечит растение»
• Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
-Посадка семян лекарственных растений.
Опыт «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука, шалфея, мяты».
2. Чтение литературы:
• А. Онегов «Тропинка полевая»;
• Н. Павлова «Загадки цветов»; «Хитрый одуванчик»
• С. Козлова «Волшебная травка зверобой», сказка «Добрый клевер», Г. Х. Андерсен «Ромашка», Т. Крюкова «Подорожник» В. Берестов «Мать-и-мачеха».
• А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа);
• Заучивание загадок и стихов о растениях («Ромашка» Н. Новицкая).
3. Игровая деятельность:
• Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
• Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
• Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
• Дидактическая игра «Цветы»
Цель: Вспомнить названия лекарственных растений, их частей, отличительные признаки. (крапива, одуванчик).
• Дидактическая игра «Найди растение по описанию»
Цель: Упражнять в умении находить растения по описанию.
• Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель: Уточнить знания детей о сборе лечебных трав.
• Дидактическая игра «Что лечит это растение?»
Цель: закрепить знания о пользе и применении лекарственных растений.»,
• Дидактическая игра «От какого растения часть»,
• Дидактическая игра «Вылечи человека»
Цель: закрепить знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Дидактическая игра «Фитодоктор»
Цель: Дать понятие о пользе лекарственных растений; знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; закрепить знания о правилах безопасного поведения (дома, на улице, в лесу и около воды);
• С/р игра «Фитоаптека»
4. Занятия по художественно-эстетическому развитию
• «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
• «Мой друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунки характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
• «Ландыш серебристый»»-лепка
Цель: упражнять в умении лепить части растения, передавать в лепке характерные особенности данного растения: Закрепить знания детей о лекарственных свойствах ландыша
• конструирование из бумаги «Ромашка»
Цель: познакомить детей со способом бумагокручения;
закрепить навыки сворачивания бумажных полос и дальнейшую обработку в технике квиллинг; воспитывать усидчивость и бережное отношение к бумаге; развивать мелкую моторику, внимательность; расширить знания детей об объектах природы.
5. Совместная деятельность с детьми и родителями:
• Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений
• Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях
• Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
• Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
• Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
• Экскурсия в аптеку.
• Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
6. Итог проекта :
• Открытое занятие «Путешествие на поляну жизни»
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы я старалась воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: я обогатила и обобщила опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Собрала материал о лекарственных растениях нашего села Ярлуково. Родителями совместно с детьми был оформлен альбом «Наши зеленые помощники» о лекарственных растениях с детскими рисунками и сказками
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивались воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Ребята познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунке, лепке, аппликации, в конструировании из бумаги.