Татьяна Федорович
Проект по ФЭМП «Учусь играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ФЭМП «Учусь играя»
Аннотация:
Необходимо отметить, что регулярное использование системы специальных дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Публикация «Проект по ФЭМП „Учусь играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Разработанный комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений сможет помочь в работе педагогам и родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта …. 4
Актуальность …. 6
Цели и задачи проекта …8
Предполагаемый результат….9
Реализация проекта….10
1 этап – организационный ….10
2 этап – основной …11
Формы и методы работы с детьми…16
Работа с родителями…17
3 этап – заключительный …18
Итоги реализации проекта ….19
Выводы и практическая значимость проекта…. 20
Используемая литература …21
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта
Познавательно – игровой
Участники проекта
дошкольники (6-7лет);
родители дошкольников;
педагогический коллектив
Сроки реализации проекта
апрель 2016г
Этапы работы над проектом
организационный (вводный,
основной (этап реализации,
заключительный оценочный)
Образовательная область
«познание»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Учусь играя» по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание, ориентироваться во времени, окружающем пространстве, и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель: формирование элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО
ЗАДАЧИ
1. Развивать интерес к математике, формировать представления о времени.
2. Развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности
3. Формировать мотивации учения, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
4. Способствовать увеличению объема внимания, памяти.
5. Учить ориентироваться на листе бумаги, в окружающем пространстве.
ПРЕДПОЛОАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Изучение методической и практической литературы по данной теме
Обновление содержания предметно пространственной среды
Изготовление пособий
Подбор наглядного материала и занимательных книг по математике (мелкий конструктор, счетный материал, набор цифр и др., создание презентаций по данной теме.
Составление перспективного плана работы, конспектов, игр.
Определение тем консультаций для родителей.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Перспективный план работы с детьми
Дни недели
Направление работы
Название мероприятий
Понедельник
(1 неделя) Чтение художественной литературы Чтение математической сказки «Страна времени»
Физическое развитие Физкультминутки «Мельница», «Смелый
солдатик», «Два хлопка»
Познавательное развитие Познавательное занятие «Дни недели»
Социально коммуникативное Дидактическая игра «Бегите к цифре»
Речевое развитие Заучивание считалки «Видишь, бабочка летает»
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Удивительные животные» из геометрических фигур
Вторник
(1 неделя)
Речевое развитие
Отгадывание загадок о геометрических фигурах, о цифрах
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие Решение математических задач
Социально коммуникативное Конструирование дорожек
Физическое развитие «Математические» физминутки»
Речевое развитие Просмотр мультфильма «Козленок который считал до 10»
Познавательное развитие «Логические блоки Дьенеша» - развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать
Среда
(1 неделя)
Социально коммуникативное развитие
Беседа «Когда это бывает»
Физическое
развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие Учебно-игровые задания в тетради.
Физическое
развитие «Математические» физминутки»
Познавательно речевое Дидактическая игра «Куда спряталась мышка»
Познавательное развитие Подвижная игра «Лови бросай, дни недели называй»
Речевое развитие Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом государстве»
Четверг
(1 неделя)
Чтение художественной литературы
Чтение сказки А. Толстого «Приключение Буратино»
Физическое
развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательно речевое развитие Дидактическая игра «Кто в каком домике живет»
Художественно эстетическое развитие Рисование «Преврати цифру в смешную фигурку»
Физическое
развитие «Математические» физминутки»
Речевое развитие Заучивание потешки «Паучок»
Социально коммуникативное развитие Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Социально коммуникативное развитие Конструирование зданий из конструктора «Лего» по инструкции
Пятница
(1 неделя) Речевое развитие
Беседа с детьми «Нужна ли математика»
Физическое
развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие Работа в рабочих тетрадях по математике
Физическое
развитие «Математические» физминутки»
Социально коммуникативное развитие Сюжетно ролевая игра «Строительство»
Художественно эстетическое Аппликация «Модель часов»
Понедельник
(2 неделя)
Чтение художественной литературы
Чтение математической сказки «Мишка всезнайка»
Речевое развитие Заучивание считалки «Мы пришли на именины»
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательно речевое развитие Дидактическая игра «Собери картинку» из геометрических фигур; «Найди отличия»
Познавательное развитие Рассматривание альбома «занимательная математика»
Познавательное развитие Решение логических задач «Смотри и закрашивай», «Нарисуй недостающий предмет»
Вторник
(2 неделя)
Познавательное развитие Задачи с геометрическими фигурами – провести две прямые так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников.
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие «Лото» закреплять умение определять равные по величине предметы
Речевое развитие
Отгадывание «математических» загадок
Познавательное развитие Игровое упражнение «Обведи нужную цифру»
Познавательное развитие Решение математических задач используя литературные тексты (сколько героев тянут репку)
Среда
(2 неделя) Чтение художественной литературы Чтение математической сказки «Машенька и белочка»
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Художественно эстетическое развитие Упражнение «Дорисуй узор»
Социально коммуникативное развитие Путешествие в прошлое часов – рассматривание иллюстраций
Познавательное развитие Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики» -
учить ориентироваться на листе бумаги
Социально коммуникативное развитие Конструирование из настольного набора «Строитель» - конструировать и выкладывать по заданию объекты, используя разнообразные характеристики величины
«Веселые палочки» Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек
Четверг
(2 неделя)
Познавательное развитие
Рассматривание портретов известных математиков
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие
Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки»
Ира соревнование «Кто первый соберет фигуры» выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания
Познавательное развитие
Просмотр мультфильма «Часы времени»
Социально коммуникативное развитие
Лабиринт «Найди дорогу к домику»
Пятница
(2 неделя)
Чтение художественной литературы
Чтение математической сказки «Любопытный паучок»
Физическое развитие «Математическая» утренняя гимнастика
Познавательное развитие
Слуховой диктант – учить ориентироваться на листе бумаги
Социально коммуникативное развитие Геометрическое лото – соотносить конкретные предметы с геометрическими фигурами
Социально коммуникативное развитие Презентация на тему «Часы»
Познавательное развитие
Дидактическая игра «Какая цифра убежала» - развивать внимание
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Словесный метод – (беседа, объяснение, использование художественного слова, пояснение, чтение, рассказ воспитателя);
Практический метод – (самостоятельное выполнение детьми работы);
Метод демонстрации – (показ предметов, образца, способа действия);
Использование ТСО – демонстрация кинофильмов, мультфильмов, делает учебный процесс более привлекательным);
Метод обследования – (рассматривание иллюстраций, альбомов);
Эвристический метод – (развитие находчивости и активности);
Проблемно – мотивационный метод – (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Занятия в форме дидактической игры, дидактических упражнений;
Сюжетно – ролевые, подвижные игры;
Беседы;
Чтение художественной литературы («Математические» сказки, разгадывание загадок о геометрических фигурах и т. д.);
Просмотр презентации на тему «Часы»;
Рассматривание иллюстраций, альбомов;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Форма работы Тема
Консультация
Обучение дошкольников математике в условиях семьи
Беседа
Играем вместе с детьми
Памятка для родителей
Как приобщить ребенка к математике
Мастер – класс
Изготовлению атрибутов к дидактическим настольным играм»
Консультация Как обучать детей старшего дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Информация в уголке для родителей
Развитие личностно-волевой сферы в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Развлечение
На острове сокровищ
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Для детей:
Итоговое мероприятие - математическая викторина;
Выставка книжек с математическими заданиями;
Использование дидактических игр по ФЭМП;
Разгадывание «математических» загадок
Для педагогов:
Разработка проекта Использование дидактической игры в формирование элементарных математических представлений;
Разработка занятий по ФЭМП;
Подбор компьютерных презентаций;
Подбор материала для родителей: консультации, беседы;
Изготовление картотеки дидактических игр, физминуток по ФЭМП
Для родителей
Консультация «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;
Индивидуальные беседы;
Наглядно информационные мероприятия
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
За время реализации проекта организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями способствовала повышению уровня развития математических способностей детей.
За счет использования дидактических игр, чтения познавательной литературы у дошкольников выработался я интерес к самому процессу познания математики.
На занятиях научились самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели.
Работа по ориентировке в пространстве и на листе бумаги улучшилась за счет работы в рабочих тетрадях.
Опыт, приобретенный в играх, научились переносить в новые ситуации.
Улучшилась ориентировка во времени за счет словесных дидактических игр и игровых упражнений.
Стали приобретать произвольный характер основные психические процессы: внимание, память. Дети стали более активно включаться в игры.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Регулярное использование системы специальных дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоус Т. К. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду/ Т. К. Белоус. // Журнал дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.- С. 32-34.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. – 148с.
3. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. В. В. Гербова. – М. : мозаика-синтез,2006. – 192с.
4. Глаголева Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л. В. Глаголева. - М. : Просвещение, 1990. - 234 с.
5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. /Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991 – 86с.
6. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 1987 – 175с.
7. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., ерераб. и доп. - М. : Просвещение, 1998 – 135с.
8. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ Л. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1985. – 367с.
9. Помораева И. А. Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий/ И. А. Помораева, В. А. Позина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2010. – 64с.
10. Каразану В. Н. Ориентирование в пространстве / В. Н. Каразану// Журнал дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – 12-15с.
11. Логинова В. И. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В. И. Логинова. - М. : Просвещение, 1990. – 382с.
12. Метлина А. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя детского сада/ А. С. Метлина. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 213с.
13. Монтессори М. Дом ребёнка/ М. Монтессори. - изд. 4-е. - М. : Задруга 1920 г. – 246с.
14. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2000. – 399 с.
15. Смоленцева, А. А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием/ А. А Смоленцева - М. : Просвещение, 1987. – 53с.
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя в дет. саду/ А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96с.
17. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ А. А. Столяр. - М. : Просвещение, 1988. – 294с.
18. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1973. -88с.