Наталья Микитас
Проект по ФЭМП (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный, групповой, практико-ориентированный.
Актуальность: На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаю актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Публикация «Проект по ФЭМП (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Для детей: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений ребенка.
Для родителей: Помочь родителям научить ребенка математическим представлениям в домашних условиях.
Для педагогов: Создание благоприятных условий, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Цель: Формирование элементарных математических представлений; создание необходимых условий для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
Обучающие:
формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
формировать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;
учить слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте).
Развивающие:
развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;
развивать память, внимание, речь, наглядно-образное мышление.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное отношение к продуктивной деятельности;
воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
вовлекать родителей в образовательное пространство группы.
Продолжительность (сроки реализации) : 2 месяца (февраль-март, краткосрочный
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Итоговый продукт: Организованная-образовательная деятельность по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу».
Ожидаемый результат:
Для детей:
В результате реализации проекта дети научатся :
различать количественные группы предметов и определять словами (один -много, много — мало — один);
пользоваться при определении количественных отношений приемами наложения и приложения: последовательно накладывать один предмет на другой (или прикладывать один к другому).
определять величину предметов контрастных размеров (длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, легкий -тяжелый, большой - маленький).
работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
у детей появится интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр, игровых упражнений, чтения художественной литературы;
Для родителей:
повышение родительской компетентности в вопросах важности, организации дидактических игр для детей; получение новых эмоций в ходе общения с ребёнком.
Новизна проекта : создание единого образовательного пространства вокруг темы проекта в семье и ДОУ.
Особенности реализации проекта : деятельностный подход,поддержка инициативы, сотрудничество детей и взрослых.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
- ООД
- Дидактические игры
Социально – коммуникативное развитие
- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.
- Сюжетно-ролевые игры
- Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей
Речевое развитие
- Заучивание стишков о геометрических фигурах
- Чтение сказок по математике
- Отгадывание загадок по теме
Художественно – эстетическое развитие
- Аппликация.
- Самостоятельно-художественное творчество детей
Физическое развитие
- Подвижные игры
План реализации проекта :
Этапы и сроки реализации проекта Содержание деятельности Результат
Организационно – подготовительный (1-2 неделя февраля) Определение объектов изучения;
Подбор художественной литературы (сказки, стихи, потешки, загадки);
Подбор необходимого оборудования;
Разработка дидактических игр;
Разработка консультаций, памяток для родителей.
Наличие у участников проекта четких представлений о необходимости развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста
Основной (Февраль – март)
Организационная деятельность в соответствии с тематическим планированием Наличие тематического плана мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений.
Повышение интереса у детей к образовательной деятельности ФЭМП.
Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.
Заключительный (4-5 неделя марта) 1. Обобщение результатов
2. Анализ деятельности Наблюдение за развитием математических способностей детей и планирование дальнейшего их усовершенствования
Реализация этапов проекта :
№ мероприятия цели срок
1 этап - подготовительный
1. Подобрать наглядно – дидактические пособия и игры, демонстрационный материал, подвижные игры, художественную и методическую литературу
- создать необходимые условия для реализации проекта 1-2 неделя февраля
2. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП
- пополнить развивающую среду новыми дидактическими играми Февраль
3.
4. Подбор и разработка конспектов ООД по разным видам деятельности детей
Консультации для родителей по теме проекта.
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
«ФЭМП в различных видах детской деятельности»
«Как организовать игры дома с использованием занимательного математического материала»
«Блоки Дьеныша – логическая игра для развития и ума»
«Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей 3 лет»
«Математика в сказках»
Папки-передвижки по ФЭМП
«Что должен уметь ребенок 3-4 лет» (по ФЭМП)
«Игры по дороге в детский сад»
«Математика во 2 младшей группе. Что должны знать и уметь дети к концу года»
«Игры для детей на изучение формы, цвета и величины»
«Игры для детей 3 лет с блоками Дьеныша»
«Игры для детей 3 лет с палочками Кюизенера»
Выставка дидактических игр - решение задач по ФЭМП
-обсудить цели и задачи проекта;
-способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе;
-сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
-выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников
- познакомить родителей с играми по математике, развивающими игровую деятельность детей;
Февраль
Февраль -Март
2 этап - основной
1.
ООД -формирование математических представлений у дошкольников через организованную деятельность в соответствии с тематическим планированием Февраль -Март
2. Дидактические игры:
Д/И «Один-много»
Д/И «Найди и сравни гусеничек»
Д/И «Заплатки- большие и маленькие»
Д/И «Найди двух одинаковых рыбок»
Д/И «Найди такую же полоску»
Д/И «Чудесный мешочек»
Д/И «Помоги Мишутке найти свою тарелку»
Д/И «Малина для медвежат»
Д/И «Побери дорожки к домикам»
Д/И «Наш день»
Д/И «Соберем бусы»
Д/И «Украсим платок»
Д/И «Почини коврик»
Д/И «Наряди матрешку»
Д/И «Колеса для машин»
Д/И «Домики для медвежат»
Д/И «Мостики для зайчат»
Д/И «Куда едут машины»
Д/И «Украсим коврик»
Д/И «Подбери фигуру»
Д/И «Кому какая форма»
Д/И «Угадай кто за кем»
Д/И «Найди предмет такой же формы»
Д/И «Составь предмет»
Д/И «Построим дома»
Д/И «Что лежит в мешочке?»
Д/И «Подбери фигуру»
Д/И «Три квадрата»
Д/И «Волшебные узоры»
Игры с логическими блоками Дьеныша
«Найди пару»
«Найди не такую»
«Чудесный мешочек»
«Чего не хватает»
«Продолжи ряд»
«Заселим в домики»
«Башня»
«Человечек»
Игры с палочками Кюизенера «Разноцветные палочки»
«Построим мостик»
«Найди и покажи»
«Сушим полотенца»
«Строим дорожки»
«Лесенки»
«Домики»
«Сделай фигуру» -расширять знания детей по ФЭМП через дидактическую игру.
-формировать первичные представления о количестве предметов
-формировать первичные представления о длине предметов
-формировать первичные представления о размере предметов
-формировать первичные представления о форме предмета
-формировать первичные представления о цвете предметов
-закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом
-формировать первичные представления о размере предметов
-формировать первичные представления о количестве предметов
-закреплять понятия длинный-короткий
-закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
-формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине)
-формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов
-развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
-закреплять знания детей о геометрических фигурах
-закреплять знания детей о размере предметов
-развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
-формировать представление «широкий- узкий».
- развивать умение определять пространственные направления от себя
-формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
-закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
-учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
-обратить внимание на взаимное расположение предметов, находящихся «за», «перед» каким-либо предметом
-учить сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами
-упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
-учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения
-закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
-закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
-научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»
-развивать пространственное представление у детей
-знакомить с логическими блоками Дьеныша
-закрепить название геометрических фигур, основных цветов
-совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
-закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
-закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете
-совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете
-развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать
-совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по высоте
-совершенствовать знания детей о геометрических фигурах
-познакомить детей с палочками, как с игровым материалом
-развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету
-развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине
-упражнять в различении цвета
-учить детей сравнивать предметы по длине
-развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине
-упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета
-упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек
-закрепить у детей знания о геометрических фигурах Февраль -Март
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
«Автобус» - развивать математические представления детей в сюжетных играх
4. Продуктивная деятельность:
Аппликация «Птичка»
Аппликация «Рыбка»
Лепка «Зайка»
Аппликация «Цветочек»
Аппликация «Грузовик»
Рисование «Домики»
Лепка «Неваляшка»
Рисование «Украсим тарелочку»
-использовать полученные знания и умения в продуктивной деятельности
- учить составлять птичку из геометрических фигур
-учить составлять рыбку из геометрических фигур
-учить лепить образ зайки из разных геометрических форм
-закрепить геометрическую форму – круг, учить наклеивать и располагать лепестки по кругу
-учить составлять грузовик из геометрических фигур
-учить рисовать домик из геометрических фигур
- учить лепитьобраз неваляшки из разных по размеру кругов
-учить рисовать узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие
5. Подвижные игры
«Найди свой домик»
«Фигурные кочки»
«День – ночь»
«Цвет – движение»
«Капельки»
«Переходим реку»
«Поймай рыбку»
«Елочки»
«Найди свое место»
«Цветные полянки»
«Спрячем и найдем»
«Доползи до игрушки»
«Найди предмет»
«Узкое – широкое»
«С утра до вечера»
«Цветные воротца»
«Форма – движение»
«Встань правильно»
-закреплять полученные математические представления через подвижную игру
-развивать умение соотносить предметы по цвету,координацию движений
-закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться по ним
-закрепить знание последовательности в смене частей суток, развивать внимание и быстроту реакции на сигнал
-закрепить знание основных цветов, быстроту реакции, двигательную активность
-развивать умение соотносить предметы по форме и цвету, быстроту реакции
-развивать зрительный ориентир, упражнять в прыжках в длину с места
-учить объединять предметы по одному признаку-цвету, развивать двигательную активность
-учить сравнивать предметы по высоте, согласованность действий
-развивать умение ориентироваться в пространстве
-закреплять знания основных цветов, развивать умение ориентироваться в пространстве
-закреплять умение ориентироваться в пространстве
-обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
-закреплять умение ориентироваться в пространстве
-закреплятть представление «широкое - узкое».
-закрепить знание последовательности в смене частей суток,развивать согласованность движений в соответствии с текстом
-развивать внимание при сравнении внешних признаков предметов - цвета и величины, упражнять в беге по кругу и в построении парами
-закреплять представление о геометрических фигурах, развивать согласованность действий
-закреплять умение ориентироваться в пространстве
6. Чтение художественной литературы
Чтение сказки В. Г. Сутеева «Под
грибом»
Чтение загадок о цвете
Чтение сказки «Три медведя»
Чтение стихотворений про цвета «Разноцветные странички»
Чтение сказки Сутеева В. Г. «Разные колеса»
Чтение математических сказок: «Когда это бывает»,
«Теремок»,
«Яблоко»
-закреплять математические представления с помощью литературных произведений
3 этап - заключительный
Обработка и оформление проекта
Анализ результативности
Подведение итогов
- завершение проектной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе;
- обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности 4-5 неделя марта
3 этап – заключительный
Организованная-образовательная деятельность по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу».
Обеспечение:
Развивающие игры.
Наглядно-дидактические пособия.
Геометрические фигуры различных форм и цветов.
Трафареты для свободного рисования.
Специальная методическая литература.
Геометрический конструктор различных цветов.
Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Продукт проектной деятельности : Организованная-образовательная деятельность по ФЭМП «Прогулка по необычному лесу».
Результаты проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Список используемой литературы:
1. Е. В. Колесникова Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
2. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006.
3. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сос. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
4. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
5. Математика в движении. Вторая младшая группа. / Н. В. Финогенова. - Волгоград: Учитель,2011.