Рычкова Ольга Владимировна
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста по средствам создания метеослужбы в детском саду.
Тема проекта : Организация метеослужбы в детском саду как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательная, исследовательская и творческая деятельность призвана восполнить эти проблемы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Проектно-исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
«Люди, научившиеся…
Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»
К. Е. Тимирязев
Дошкольники- прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель проекта : Обучать детей элементарному прогнозированию состояния природы.
Задачи:
1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы, замечать изменения в состоянии объектов природы.
4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: Знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях природы.
6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
По сроку реализации: долгосрочный, на 1 год 3месяца
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.
Объект исследования: погода, изменение погодных условий.
Предполагаемый результат:
• Обустройство метеостанции на участке ДОУ.
• Оснащение площадки нужным оборудованием.
• Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе.
• Повышение экологической культуры у детей.
Ребё нок:
Углубляет и расширяет знания о погоде, её составляющих и приборах-помощниках;
Пополняет словарный запас;
Развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
Стимулирует познавательный интерес, расширяет кругозор.
Педагоги:
Активно развивают творческое и познавательное мышление;
Продолжают осваивать метод проектирования – метод, организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придавать ему новые формы.
Родители:
Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми;
Подготавливают материал для обучения и развития своих детей;
Повышают свою компетентность в вопросах экологического воспитания.
Актуальность темы проекта :
1. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.
2. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия, самостоятельно приобретать знания.
Самые ценные и прочные знания – это те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.
3. Развивать у дошкольников умение экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами, наблюдая за погодой и природными явлениями.
Наблюдение за погодой –
Это познавательная деятельность, доступная ребёнку, Развивающая его умственные способности;
Углубляет знания о природе, о значимости её компонентов, о зависимости органической природы от неорганической;
Позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы;
При прогнозировании погоды дети испытывают радость открытия,
Основные принципы работы по проекту :
Природосообразности;
Сознательности и активности;
Наглядности;
Систематичности и последовательности;
Доступности;
Методы проекта :
Исследовательские (опыты, проблемные вопросы, наблюдения, экспериментирование);
Наглядные;
Словесные (чтение природоведческой литературы, беседы, объяснения, указания, консультации для родителей).
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный (организационный). Июнь, июль, август 2020 года.
Подбор и изучение методической литературы, интернет-ресурсов по организации совместной образовательной деятельности с детьми и родителями на метеоплощадке;
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеоматериалов, игр, бесед, составление конспектов мероприятий по ознакомлению детей с метеостанцией и её приборами;
Создание предметно-развивающей среды.
Составление перспективного плана работы по проекту;
2) Основной (исследовательский). Сентябрь 2020 года - июль 2021 года.
Изготовление и приобретение приборов для метеостанции совместно с детьми и родителями;
Систематическая работа на метеостанции;
Снятие показаний приборов, запись показаний в дневник погоды, сравнение показаний между собой;
Проведение экспериментов и практических работ;
Экскурсии, беседы, презентации;
Просвещение родителей по вопросам наблюдения за погодой дома, во дворе.
3) Заключительный (обобщающий). Август 2021 года.
Подведение итогов, обобщение результатов работы;
Обогащение развивающей среды;
Представление проекта педагогическому сообществу.
Перспективный план работы с детьми и родителями.
Этапы проекта Сроки Мероприятия по работе с детьми и родителями Цель работы
Подготовительный Июнь-август. • Родительское собрание для включения в проектную деятельность.
• Помощь родителей в подборе и установке необходимого оборудования.
• Рассматривание с детьми иллюстраций по метеоплощадке, метеоприборах.
• Просмотр фильма о деятельности метеоролога. • Привлечь родителей к участию в проектной деятельности, к приобретению необходимого оборудования.
• Провести мониторинг экологических знаний детей.
Основной Сентябрь • Экскурсия на метеоплощадку.
• Беседа «Знакомство с приборами».
• Беседа «Что такое метеостанция?».
• Беседа «Что такое погода?».
• Д/и «Погодное явление».
• Викторина «Сентябрь-хмурень». • Познакомить детей с метеоплощадкой, приборами для изучения погоды.
• Уточнить понятие «погода».
• Расширить и закрепить знания детей о первом месяце осени, народных приметах, пословицах, загадках.
• Учить вести календарь погоды.
Октябрь • Знакомство с профессией метеоролога. Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде?
• Беседа о часах. Солнечные часы. Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».
• КВН «Октябрь-грязник». • Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты.
• Познакомить с прфессией «метеоролог».
• Рассказать о влиянии солнца на всё живое.
• Закрепить и расширить знания детей об октябре.
• Продолжать знакомить детей с народными приметами.
Ноябрь • Знакомство с видами облаков.
• Опыт с рамкой-искателем по определению видов облаков.
• Беседа «Ветер, ветер, ты могуч».
• Знакомство с флюгером. Опыт с вертушкой, султанчиками.
• Д/и «Ветер-ветерок».
• Ручной труд. Совместно с родителями изготовление вертушек и султанчиков.
• Итоговое занятие «Осень-запасиха». • Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.
• Познакомить с понятием «ветер», причинами его появления, влиянии его на жизнь организмов.
• Расширять знания детей о ноябре.
• Продолжать знакомить детей с народными приметами.
Декабрь • Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом.
• Гигрометр.
• Ручной труд «Изготовление гигрометра».
• Обустройство кормушек на метеоплощадке. Пернатые синоптики.
• Беседа «Декабрь-студень». • Учить ставить опыты.
• Познакомить с такими явлениями, как лёд, сосулька, иней.
• Расширять знания детей о декабре.
• Дать представление о том, как образуется снег.
• Познакомить с прибором для измерения снежного покрова-снегомером.
• Продолжать знакомить с народными приметами.
Январь • Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом.
• Измерение снежного покрова-снегомер.
• Знакомство с барометром.
• Знакомство с термометром.
• Беседа «Январь-просинец». • Закреплять знания детей о январе.
• Уточнить представления о видах термометров.
• Познакомить с назначением барометра.
• Продолжать знакомить с приборами, учить ими пользоваться.
Февраль • Беседа «Дуют ветры в феврале».
• Знакомство с ветряным рукавом.
• Совместно с семьёй создание картотеки «Поговорки и народные приметы о погоде»
• Наблюдение за домашними животными.
• Итоговое занятие «Хоть февраль злится, но весну чует». • Расширить знания детей о феврале.
• Продолжать работать с календарём природы.
• Расширять представления о погоде.
• Продолжать знакомить с животными-синоптиками.
Март • Беседа «Март-утро года», «Март-протальник».
• Увеличение светового дня.
• Наблюдение за облаками. Опыт с рамкой-искателем.
• Понятие «Экологическая тропа». Экскурсия по экологической тропе д/с.
• Беседа «Растения-предсказатели природы». • Закреплять знания детей о марте.
• Учить детей видеть необычное в окружающем мире.
• Учить наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.
• Продолжать знакомить с народными приметами.
Апрель • Занятие «Апрель-снегогон».
• Беседа «Как животные предсказывают погоду».
• Беседа «Удивительное рядом». • Расширять знания детей об апреле.
• Учить видеть необычное в окружающем мире.
Май • Высаживание растений, уход за ними. Наблюдения за тем, как погодные условия влияют на рост растений.
• Беседа «Май-травень».
• Прибор для измерения дождевых осадков-осадкомер. Измерение количества выпавших осадков.
• Опыты с дождевой водой.
• Насекомые-предсказатели погоды.
• Праздник «Май леса одевает, лето в гости приглашает». • Закрепить и расширить знания детей о мае.
• Познакомить с назначением осадкомера.
• Познакомить, как насекомые могут предсказывать погоду.
• Продолжать знакомить с народными приметами.
Июнь • Беседа «Тайны планеты Земля».
• Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды.
• Знакомство с компасом.
• Опыты с песком, водой. • Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами.
• Формировать у детей представление о частях света, познакомить детей с компасом.
• Закреплять знания о приборах.
• Продолжать вести календарь погоды.
Июль • Беседа «Путешествие капельки».
• Наблюдения за изменениями в природе. Экскурсия в лес «Поиск клада от Лесовичка».
• Ведение календаря погоды.
• Опыты с ветром. • Закрепить и расширить знания детей о июле.
• Познакомить с круговоротом воды в природе.
Заключительный Август • Наблюдения за погодой, ведение календаря погоды.
• Итоговое развлечение «Юный метеоролог» с привлечением родителей.
• Конкурс-выставка работ, изготовленных в период проекта.
• Итоговое родительское собрание, анализ результатов. • Закрепить и систематизировать знания детей о погоде, природе, приборах.
• Расширить и закрепить знания о профессии «метеоролог».
Прогнозируемые результаты проекта :
Для детей :
Повысился уровень знаний о значении погоды в жизни человека;
Появились знания о метеорологии как науке, профессии метеоролога, метеоприборах;
Сформировались новые понятия : температура воздуха, давление, направление и сила ветра;
Сформировались новые навыки работы с метеоприборами.
Для родителей:
Повысилась компетентность в вопросах организации совместной деятельности с детьми по повышению у них познавательной, речевой активности, умения элементарного прогнозирования состояния природы.
Для педагогов:
Изучена и проанализирована научно-методическая литература по данной теме;
Создана картотека игр, бесед, песен, народных примет, поговорок, наблюдений и т. д.
Приобретено и изготовлено необходимое оборудование для метеоплощадки.
Литература:
1. Баранникова Э. Тарасевич П. «Создание развивающей среды на участке детского сада» «Ребёнок в детском саду» 2002.- №3
2. Богомолова Н. И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников».
3. Кузнецова Л. В. «Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей».
4. Интернет-ресурсы.