МААМ-картинки

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС

Рычкова Ольга Владимировна
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста по средствам создания метеослужбы в детском саду.

Тема проекта : Организация метеослужбы в детском саду как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС» размещена в разделах

Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательная, исследовательская и творческая деятельность призвана восполнить эти проблемы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

«Люди, научившиеся…

Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»

К. Е. Тимирязев

Дошкольники- прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Цель проекта : Обучать детей элементарному прогнозированию состояния природы.

Задачи:

1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы, замечать изменения в состоянии объектов природы.

4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: Знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях природы.

6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

По сроку реализации: долгосрочный, на 1 год 3месяца

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.

Объект исследования: погода, изменение погодных условий.

Предполагаемый результат:

• Обустройство метеостанции на участке ДОУ.

• Оснащение площадки нужным оборудованием.

• Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе.

• Повышение экологической культуры у детей.

Ребё нок:

Углубляет и расширяет знания о погоде, её составляющих и приборах-помощниках;

Пополняет словарный запас;

Развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

Стимулирует познавательный интерес, расширяет кругозор.

Педагоги:

Активно развивают творческое и познавательное мышление;

Продолжают осваивать метод проектирования – метод, организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придавать ему новые формы.

Родители:

Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми;

Подготавливают материал для обучения и развития своих детей;

Повышают свою компетентность в вопросах экологического воспитания.

Актуальность темы проекта :

1. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.

2. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия, самостоятельно приобретать знания.

Самые ценные и прочные знания – это те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.

3. Развивать у дошкольников умение экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами, наблюдая за погодой и природными явлениями.

Наблюдение за погодой –

Это познавательная деятельность, доступная ребёнку, Развивающая его умственные способности;

Углубляет знания о природе, о значимости её компонентов, о зависимости органической природы от неорганической;

Позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы;

При прогнозировании погоды дети испытывают радость открытия,

Основные принципы работы по проекту :

Природосообразности;

Сознательности и активности;

Наглядности;

Систематичности и последовательности;

Доступности;

Методы проекта :

Исследовательские (опыты, проблемные вопросы, наблюдения, экспериментирование);

Наглядные;

Словесные (чтение природоведческой литературы, беседы, объяснения, указания, консультации для родителей).

Этапы реализации проекта :

1) Подготовительный (организационный). Июнь, июль, август 2020 года.

Подбор и изучение методической литературы, интернет-ресурсов по организации совместной образовательной деятельности с детьми и родителями на метеоплощадке;

Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеоматериалов, игр, бесед, составление конспектов мероприятий по ознакомлению детей с метеостанцией и её приборами;

Создание предметно-развивающей среды.

Составление перспективного плана работы по проекту;

2) Основной (исследовательский). Сентябрь 2020 года - июль 2021 года.

Изготовление и приобретение приборов для метеостанции совместно с детьми и родителями;

Систематическая работа на метеостанции;

Снятие показаний приборов, запись показаний в дневник погоды, сравнение показаний между собой;

Проведение экспериментов и практических работ;

Экскурсии, беседы, презентации;

Просвещение родителей по вопросам наблюдения за погодой дома, во дворе.

3) Заключительный (обобщающий). Август 2021 года.

Подведение итогов, обобщение результатов работы;

Обогащение развивающей среды;

Представление проекта педагогическому сообществу.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Этапы проекта Сроки Мероприятия по работе с детьми и родителями Цель работы

Подготовительный Июнь-август. • Родительское собрание для включения в проектную деятельность.

• Помощь родителей в подборе и установке необходимого оборудования.

• Рассматривание с детьми иллюстраций по метеоплощадке, метеоприборах.

• Просмотр фильма о деятельности метеоролога. • Привлечь родителей к участию в проектной деятельности, к приобретению необходимого оборудования.

• Провести мониторинг экологических знаний детей.

Основной Сентябрь • Экскурсия на метеоплощадку.

• Беседа «Знакомство с приборами».

• Беседа «Что такое метеостанция.

• Беседа «Что такое погода?».

• Д/и «Погодное явление».

• Викторина «Сентябрь-хмурень». • Познакомить детей с метеоплощадкой, приборами для изучения погоды.

• Уточнить понятие «погода».

• Расширить и закрепить знания детей о первом месяце осени, народных приметах, пословицах, загадках.

• Учить вести календарь погоды.

Октябрь • Знакомство с профессией метеоролога. Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде?

• Беседа о часах. Солнечные часы. Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».

• КВН «Октябрь-грязник». • Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты.

• Познакомить с прфессией «метеоролог».

• Рассказать о влиянии солнца на всё живое.

• Закрепить и расширить знания детей об октябре.

• Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Ноябрь • Знакомство с видами облаков.

• Опыт с рамкой-искателем по определению видов облаков.

• Беседа «Ветер, ветер, ты могуч».

• Знакомство с флюгером. Опыт с вертушкой, султанчиками.

• Д/и «Ветер-ветерок».

• Ручной труд. Совместно с родителями изготовление вертушек и султанчиков.

• Итоговое занятие «Осень-запасиха». • Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.

• Познакомить с понятием «ветер», причинами его появления, влиянии его на жизнь организмов.

• Расширять знания детей о ноябре.

• Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Декабрь • Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом.

• Гигрометр.

• Ручной труд «Изготовление гигрометра».

• Обустройство кормушек на метеоплощадке. Пернатые синоптики.

• Беседа «Декабрь-студень». • Учить ставить опыты.

• Познакомить с такими явлениями, как лёд, сосулька, иней.

• Расширять знания детей о декабре.

• Дать представление о том, как образуется снег.

• Познакомить с прибором для измерения снежного покрова-снегомером.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Январь • Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом.

• Измерение снежного покрова-снегомер.

• Знакомство с барометром.

• Знакомство с термометром.

• Беседа «Январь-просинец». • Закреплять знания детей о январе.

• Уточнить представления о видах термометров.

• Познакомить с назначением барометра.

• Продолжать знакомить с приборами, учить ими пользоваться.

Февраль • Беседа «Дуют ветры в феврале».

• Знакомство с ветряным рукавом.

• Совместно с семьёй создание картотеки «Поговорки и народные приметы о погоде»

• Наблюдение за домашними животными.

• Итоговое занятие «Хоть февраль злится, но весну чует». • Расширить знания детей о феврале.

• Продолжать работать с календарём природы.

• Расширять представления о погоде.

• Продолжать знакомить с животными-синоптиками.

Март • Беседа «Март-утро года», «Март-протальник».

• Увеличение светового дня.

• Наблюдение за облаками. Опыт с рамкой-искателем.

• Понятие «Экологическая тропа». Экскурсия по экологической тропе д/с.

• Беседа «Растения-предсказатели природы». • Закреплять знания детей о марте.

• Учить детей видеть необычное в окружающем мире.

• Учить наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Апрель • Занятие «Апрель-снегогон».

• Беседа «Как животные предсказывают погоду».

• Беседа «Удивительное рядом». • Расширять знания детей об апреле.

• Учить видеть необычное в окружающем мире.

Май • Высаживание растений, уход за ними. Наблюдения за тем, как погодные условия влияют на рост растений.

• Беседа «Май-травень».

• Прибор для измерения дождевых осадков-осадкомер. Измерение количества выпавших осадков.

• Опыты с дождевой водой.

• Насекомые-предсказатели погоды.

• Праздник «Май леса одевает, лето в гости приглашает». • Закрепить и расширить знания детей о мае.

• Познакомить с назначением осадкомера.

• Познакомить, как насекомые могут предсказывать погоду.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Июнь • Беседа «Тайны планеты Земля».

• Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды.

• Знакомство с компасом.

• Опыты с песком, водой. • Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами.

Формировать у детей представление о частях света, познакомить детей с компасом.

• Закреплять знания о приборах.

• Продолжать вести календарь погоды.

Июль • Беседа «Путешествие капельки».

• Наблюдения за изменениями в природе. Экскурсия в лес «Поиск клада от Лесовичка».

• Ведение календаря погоды.

• Опыты с ветром. • Закрепить и расширить знания детей о июле.

• Познакомить с круговоротом воды в природе.

Заключительный Август • Наблюдения за погодой, ведение календаря погоды.

• Итоговое развлечение «Юный метеоролог» с привлечением родителей.

• Конкурс-выставка работ, изготовленных в период проекта.

• Итоговое родительское собрание, анализ результатов. • Закрепить и систематизировать знания детей о погоде, природе, приборах.

• Расширить и закрепить знания о профессии «метеоролог».

Прогнозируемые результаты проекта :

Для детей :

Повысился уровень знаний о значении погоды в жизни человека;

Появились знания о метеорологии как науке, профессии метеоролога, метеоприборах;

Сформировались новые понятия : температура воздуха, давление, направление и сила ветра;

Сформировались новые навыки работы с метеоприборами.

Для родителей:

Повысилась компетентность в вопросах организации совместной деятельности с детьми по повышению у них познавательной, речевой активности, умения элементарного прогнозирования состояния природы.

Для педагогов:

Изучена и проанализирована научно-методическая литература по данной теме;

Создана картотека игр, бесед, песен, народных примет, поговорок, наблюдений и т. д.

Приобретено и изготовлено необходимое оборудование для метеоплощадки.

Литература:

1. Баранникова Э. Тарасевич П. «Создание развивающей среды на участке детского сада» «Ребёнок в детском саду» 2002.- №3

2. Богомолова Н. И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников».

3. Кузнецова Л. В. «Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей».

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДДПроект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» База.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС
Опубликовано: 5 января 2024 в 14:12
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС» (включая файлы) размещена пользователем Рычкова Ольга Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД