Кристина Жеребцова
Проект по формированию экологической культуры для детей второй младшей группы «Экология для малышей»!
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 296 г. Уфа, Республика Башкортостан
Составил воспитатель: Жеребцова Кристина Фёдоровна
Сроки проекта : май 2014.
Тема: «Ознакомление с природой и окружающим миром»
Виды проекта : познавательная, игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая, сюжетно-ролевая, исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познание ФЦКМ», «Уроки экологии», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Исследовательская деятельность»
Публикация «Проект по формированию экологической культуры для детей второй младшей группы „Экология для малышей“!» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Развевающие задачи проекта :
а) понимание детьми единства живой и неживой природы;
б) приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
в) единство человека и природы как основы экологического сознания,
г) поведение людей в природе, желание ей помочь, сберечь её богатства;
д) развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, разумное, бережное отношение к природе.
Цели проекта :
закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных тёплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.
показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детёныши, прилетели из тёплых краев птицы, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.
закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.
воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
расширять и обогащать практический опыт детей.
формирование практических умений в выращивании культурных растений;
формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
Актуальность проекта :
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает губительным эффектом, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения.
Конечно мы хотим видеть своих детей умными, добрыми и порядочными. Хотим, чтобы жизнь их стала интересной и счастливой. И не для кого не секрет, что всё это не возможно без хорошего, крепкого здоровья. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как часто мы растрачиваем его попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Элементарные представления о себе, своей семье, ближайшем окружении дети младшей группы получают с первых дней пребывания в детском саду. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего развития.
Именно в раннем детстве закладывается фундамент здоровья человека, а значит наш долг – помочь ребёнку заложить прочный, надёжный фундамент.
Предварительная работа:
1. Сбор информации по теме. Подготовка материалов и оборудования.
2. Просмотр мультфильмов на тему экологии :
«Берегите природу»;
«Мальчик и Земля»;
«Корова, которая вместо молока даёт бензин».
3. Рассказ - беседа «Жалобная книга природы», «Добрые поступки»
4. Заучивание детьми, стихотворений:
Горы, реки и моря – это всё моя Земля!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни!
На пригорке вырос мухомор,
А у нас с тобою уговор:
Пусть растёт он, пусть стоит –
Лишь для нас он ядовит!
Природа не жалеет ничего,
Даря свои бесценные да.
Она взамен лишь просит одного:
Чтоб люди были к ней добры!
5. Чтение Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки – экология для малышей»
6. Художественное творчество:
рисование с элементами аппликации - коллективная работа «Здоровье планеты в моих руках»; «Экологический светофор – Мы реки моря и океаны в обиду не дадим».
Лепка из солёного теста «Колосок».
Работа с родителями:
1. Подготовка выставки с рисунками по теме «Берегите природу»
2. Предложить родителям провести беседу с детьми, по вопросам: «Загрязнения окружающей среды»; «Для чего нужны растения?»; «Правила экологии».
3. Консультация для родителей на тему: «Когда начинать экологическое воспитание»
Данный проект запланирован в несколько этапов:
Подготовительный этап : Рассказ - беседа на тему: «Человек – часть природы»
Цель: объяснить детям взаимосвязь человека и природы, условия выживания человека. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
На подготовительном этапе необходимо посмотреть мультипликационные фильмы, для наглядного представления детьми, что такое природа и как её охранять.
Основной этап (исследовательский) : образовательная деятельность «Откуда хлеб пришел?»
Цель: уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Материалы: Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; хлеб на подносе; зёрна пшеницы; именные стаканчики на каждого ребёнка; комочки ваты, лейка.
Ход НОД:
В ходе беседы воспитатель демонстрирует иллюстрации. Дети читают стихи.
Воспитатель: отгадайте, ребята, что лежит у меня на подносе под салфеткой.
Он и чёрный, он и белый,
И всегда он загорелый,
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
(Хлеб)
Из чего пекут хлеб? (из муки.) а из чего муку получают? (из зерна.) в какое время года сеют зерно? (весной.)
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепи.
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозём!
Прежде чем сеять зёрна пшеницы, нужно подготовить землю к посеву. Необходимо вспахать землю плугами, затем в поле выходит борона. Она разбивает комья земли, чтобы маленьким росточкам легче было пробиться.
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку,
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Затем агроном проверяет землю, она должна быть прогретой солнышком и достаточно влажной. Дальше сеялки делают борозды и укладывают зёрна.
Роет борозды проворно,
В них укладывает зёрна.
Уж ты, семечко – зерно,
Ляжешь в борозду на дно,
Ты не бойся, золотое
Ничего, что там темно.
Поля засеивают семенами зерновых культур – это пшеница, рожь, овёс. Быстро прорастают семена из тёплой и влажной земли, подросли прошли дни, стало жарко.
Как плита земля нагрета,
Пить растения хотят:
«Пить», - печально шелестят.
Хлеборобы по трубам подают воду на поля и там её распыляют. Так они поят землю. Пшеница начинает колоситься, созревают колосья. Когда колосья стали жёлтого цвета и легко отделяются от стебля, значит поспел урожай. (Воспитатель показывает картину с изображением пшеничного поля.)
В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора – уборка урожая. (Воспитатель загадывает загадку)
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
Собранное зерно отвозят на элеватор. На элеваторе зерно высушивают, очищают и отправляют на мельзавод.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
Как называют этот порошок? (Мука.)
Стали зёрнышки мукою,
Не дадут и её покою,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везёт.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука
Тесто в печь быстрей давай –
Народился каравай!
Вот видите ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадает к нам на стол. Люди которые выращивают хлеб называются хлеборобами. Труд их нелёгкий, но они любят его и гордятся им. А мы все должны бережно относиться к хлебу, очень трудно его вырастить.
Ребята давайте мы вместе с вами попробуем прорастить зёрна пшеницы. (Воспитатель показывает зёрна, дети тактильно знакомятся с ними) (Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком стоит стаканчик, комочек ваты, леечка)
Воспитатель объясняет последовательность работы, помогает по необходимости.
Далее проведение серии регулярных наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Заключительный этап: подведение итогов:
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения. Продукт исследования – (пророщенная пшеница) дети с удовольствием демонстрируют родителям, делятся положительными эмоциями.