Загартдинова Ирина Юрьевна
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
культурно-гигиенических навыков
«Мойдодыр»
1. Aктуальность проектa
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и в образовательной области физическая культура, труд, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта :
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта :
Воспитатель
Дети группы
Родители воспитанников группы общеразвивающей направленности №9
Целевая группа проекта :
проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта :
- Анкетирование родителей.
- Образовательная деятельность по ознакомлению с предметным и социальным окружением.
- Дидактические игры.
- Художественное слово.
- Чтение художественной литературы.
- досуги
-, беседы.
- Работа с родителями (консультации индивидуальные и групповые, беседы, памятки).
- Создание предметно-развивающей среды в группе (картотека дидактических игр, изготовление алгoритма одевания, мытья рук, правила пользования туалетом, дидактические игры «Туфельки поссорились. Туфельки померились», «Собери картинку»).
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
Дети 2-ой младшей группы должны –
• С помощью взрослого приводить себя в порядок.
• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
• Держать ложку в правой руке.
• По порядку одеваться и раздеваться.
• При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .
• Аккуратно складывать снятую одежду.
• Следить за своим внешним видом.
• Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
• Повышение навыков культурно-гигиенических навыков детей
• Консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Перечень основных направлений проекта
-Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
-работа с родителями
Консультация для родителей на сайте МБДОУ №51 Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно»»
-работа с детьми
Продукты проекта :
- Перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
- Конспект занятия
-схемы алгоритмов одевания, мытья рук, пользование туалетом
- Сценарий досуга.
-картотека потешек по формированию культурно-гигиенических навыков
-картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков
Работа с родителями:
Анкетирование
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада
Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Консультация: «О вежливости и этикете и хороших манерах»
Консультация «Свет. мой зеркальце скажи»
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта : Групповой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : Октябрь 2018 года – февраль 2019 года.
Информационно-аналитический этап :
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек по данной теме.
Заключительный этап:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
6. План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап:
- Сбор литературы по данной теме.
- Составление плана работы.
- Разработка содержания проекта.
Основной этап:
Ноябрь:
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада
Оформление папки. -передвижки «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Драматизация стихотворения А Барто «Девочка чумазая»
Декабрь
НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети»
Оформление предметно-развивающей среды группы. :алгаритмы одевания» «Мой руки правильно» «Правила посещения туалета», изготовление дидактической игры «Туфельки посорились. Туфельки
померились»
Январь
Чтение художественной литературы: «Кукла», «Умывашка» Э. Габунщина, «Мойдодыр» К. Чуковского,
заучивание потешек.
Д. игра: «Поучим зайку делать пену»-закрепить умение намыливать руки до образования пены.
Февраль
Беседа «Почему нужно полоскать рот после еды»
Досуг «В гостях у Мойдодыра
Консультация для родителей: «Здравствуйте И другие хорошие слова»
Заключительный этап:
Анализ анкетирования родителей
Досуг «В гостях у Мойдодыра