Папки-передвижки

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»

Светлана Макарова
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Актуальность

2. Обоснование значимости проекта

3. Цель и задачи проекта. Продукт проекта.

4. Предполагаемые результаты проекта.

5. Основная идея проекта

6. Основные принципы

7. Методы формирования финансовой компетентности

8. Этапы реализации проекта

9. Календарный план проекта «Маленькие финансисты»

10. Перспективный план по работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Список литературы

Фотоотчет

Приложение

Тип проекта: Познавательный, групповой, игровой.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2023 –май 2024гг.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители (законные представители) воспитанников.

Место реализации: МБДОУ ДС №31 «Родничок»

Постановка проблемы: у детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях,

дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

1. Актуальность

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщения к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие важные качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание данного проекта в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

13 апреля 2017 года в рамках Соглашения о сотрудничестве в области

повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации между Банком России и Минобрнауки России подписана Дорожная карта –

Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на

2017–2021 годы

В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального

банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Будующие экономисты».

2. Обоснование значимости проекта

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия

ребенка с окружающим миром, его социализации.

Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости,

сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в

отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка

правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему

стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и

взвешенные решения в будущем.

Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного

периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое

применение знаний и навыков. Финансовая грамотность и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

.

Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей

дошкольного возраста; включает в себя использование блочной системы реализация, которой происходит по средством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок

финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.

Объект проекта: гармоничное развитие дошкольников старшего дошкольного возраста, подготовка дошкольника к социально – экономическим отношениям.

Предмет проекта: финансовая грамотность.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта:

Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.

Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

Применять полученные умения и навыки в реальных жизненныхситуациях

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитывать представления о сущности таких нравственныхкатегорий, как экономность, бережливость и честность,благотворительность.

Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.

Продукты проекта:

Лэпбук «Финансовая грамотность»,

Создание журнала «Дошколенок»

Игротека «Финансовая грамотность»,

Раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,

презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.

4. Предполагаемые результаты проекта

В итоге реализации проекта дети смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр. ;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

5. Основная идея проекта

Основной идеей данного проекта является то, что основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно

усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса

глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к

решению, которых они оказываются неподготовленными.

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия

ребенка с окружающим миром, его социализации.

Создание условий для финансово-экономического образования детей,

направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций.

6. Основные принципы:

Принципы построения проекта:

-от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

-реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

-подготовительный;

-практический;

-заключительный

Ресурсное обеспечение проекта:

-программно-методическое обеспечение;

-развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

-взаимодействие всех участников педагогического процесса;

-система взаимодействия с родителями;

-система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце первого года реализации проекта:

-проведение открытого мероприятия ;

-проведение мастер-класса среди педагогов.

7 Методы реализации проекта:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. Пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)

-практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

-групповые занятия;

-индивидуальная работа.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

8. Этапы реализации проекта

Основные этапы реализации проекта «Маленькие финансисты».

1 этап- подготовительный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

-создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап- основной, практический:

-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

3 этап- завершающий:

-подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», Лепбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разные», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Перспективное планирование реализации проекта

«Маленькие финансисты».

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы работы с родителями:

1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2. Оформление информационных стендов, памяток.

3. Собрания, консультации, мастер-классы.

4. Презентации для родителей.

№ п/п Содержание работы Сроки

1. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы Сентябрь

2023

2. Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников» сентябрь

2023

3. Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.» 2023

октябрь

4. Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.» 2023

ноябрь

5. Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста» декабрь

2023

6. Деловая игра «Осенняя ярмарка» январь 2024

7. Лэпбук по финансовой грамотности. февраль

2024

8. Газета «Дошколенок: доходы и расходы» март

2024

9. Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?» апрель

2024

10. Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности» май

2024

Вывод:

В итоге реализации проекта дети смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр. ;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста. Видео-визитка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 20:50
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Макарова (УИ 269084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД