Виктория Белавина
Проект по физическому воспитанию «Здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Детский сад «Электроник» г. ПЕРМИ
Тема: «Здоровые дети»
Воспитатель :
Белавина Виктория Александровна
Пермь, 2019
Содержание
1. Особенности раннего возраста
2. Цель, задачи и виды здоровьесберегающих технологий
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
4. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
5. Срок реализации проекта календарный год
6. Выводы
Публикация «Проект по физическому воспитанию „Здоровый малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
1. Особенности раннего возраста
Интерес к раннему детству привлек многих психологов во всем мире, и обнаружился тот факт, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
По мнению Павловой Л. Н. период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет, третий год жизни ребенка считается ранним возрастом, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью[1].
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен[2].
Развитие ребенка имеет закономерный и прогрессивно направленный характер, осуществляется определенной последовательности. И хотя путь развития не предопределен заранее, ребенку не заданы те стадии, которые он должен пройти, и тот итог, которого он должен достигнуть, окружающая его среда направляет развитие. Вне социума ребенок вырастает не человеком, а тем животным, среди которых он находился: дети-маугли даже передвигаются на четвереньках[3].
На третьем году жизни продолжается довольно интенсивное нарастание массы и роста. Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего ребенок становится физически более выносливым. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности – повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего активное бодрствование удлиняется до 6-6,5 часов. Увеличивается выносливость корковых клеток, поэтому ребенок уже может заниматься одним и тем же делом значительно дольше. Повышается регулирующая роль коры головного мозга, ребенок может иногда сдерживаться, не плакать, даже если ему больно, или увлекшись слушанием рассказа или книжкой, забыть о желании есть и т. п. Условно-рефлекторные связи формируются значительно быстрее. Иногда достаточно 1-2 показов, объяснений, чтобы ребенок запомнил новое слово, какое-либо правило в игре т. п. Происходит дальнейшее развитие тормозных процессов. Ребенок значительно легче может спокойно подождать, пока взрослый занят и не сразу может удовлетворить его просьбу и т. п. Вследствие несколько большей подвижности нервных процессов легче происходит приспособление к различным изменениям и новым условиям жизни. Дети, поступающие в дошкольное учреждение после 2 лет, сравнительно быстрее привыкают к новому режиму и общему укладу жизни учреждения.
2. Цель, задачи и виды здоровьесберегающих технологий
Актуальность обусловлена необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей в раннем возрасте как фундамента дальнейшего развития.
Цель обеспечить детей раннего возраста возможностью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. сформировать у детей раннего возраста здоровьесберегающее поведение в условиях ДОУ;
2. создать комфортную психологическую обстановку в группе;
3. развивать дружеские отношения у детей через игру;
4. объединить усилия воспитателей и родителей для создания комфортных условий обучения и сохранения здоровья.
Виды здоровьесберегающей деятельности :
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи:
- организовать мониторинг здоровья детей;
- организовать и проконтролировать питание детей, физическое развитие, закаливание;
- контролировать соблюдение требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов.
- организовать здоровьесберегающую среду в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи:
- развить физические качества детей;
- контролировать двигательную активность и становление физической культуры детей раннего возраста;
- формировать правильную осанку, способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- способствовать выработке привычки повседневной физической активности;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечить эмоциональный комфорт и положительное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, спортивные праздники, папки-передвижки, беседы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с детьми раннего дошкольного возраста о необходимости соблюдения режима дня; о важности гигиенической и двигательной культуры; о здоровье и средствах его укрепления; о функционировании организма и правилах заботы о нем; дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
4. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
I этап – подготовительный
№ Мероприятие Сроки выполнения Ответственный воспитатель Планируемый результат
1 Анкетирование родителей С 3 по 7 сентября 2018 Белавина В. А. Получение информации родителей о З. О. Ж.
2 Подбор форм и методов С 10 по 14 сентября 2018
II этап – основной
№ Мероприятие Сроки выполнения Ответственный воспитатель Планируемый результат
1 Воздушное закаливание С 22 октября 2018 по 17 мая 2019 Белавина В. А. Повышение уровня защитных сил организма
2 Подвижные игры на свежем воздухе С 17 сентября 2018 по 30 августа 2019 Повышение устойчивости организма к погодно-климатическим условиям
3 Утренняя гимнастика С 1 октября 2018 по 30 августа 2019 Сохранение и укрепление здоровья детей
4 Просыпательная гимнастика С 17 сентября 2018 по 30 августа 2019 Улучшение работы основных систем организма
5 Дыхательная гимнастика с 5 ноября 2018 по 31 мая 2019 Обучение рациональному дыханию, способствующему сохранению и укреплению здоровья
III этап – заключительный
№ Мероприятие Сроки выполнения Ответственный воспитатель Планируемый результат
1 Семинар для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Май 2019 Белавина В. А. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей.
2 Музыкально – физкультурный мастер-класс «Уроки здоровья» Июнь 2019 Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту.
1. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
- осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
2. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка раннего возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
3. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 8 - 10 минут в помещении.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для детей раннего возраста, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
В течение года используются различные варианты гимнастики.
4. Разминка в постели (просыпательная гимнастика). Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют ходьбу по массажным коврикам. Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные движения.
Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных.
5. Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Методика применения дыхательных упражнений:
Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы.
5. Сроки выполнения:
Дата проведения Мероприятие
С 17 сентября по 30 ноября 2018 (ежедневно) подвижные игры с детьми на свежем воздухе осенью;
С 17 сентября 2018 по 30 августа 2019 (ежедневно) просыпательная гимнастика
С 1 октября 2018 по 30 августа 2019 (ежедневно) Утренняя гимнастика
С 22 октября по 9 ноября
С 19 ноября по 7 декабря
С 17 декабря по29 декабря
С 9 января по 25 января
С 4 февраля по 22 февраля
С 4 марта по 22 марта
С 1 апреля по 19 апреля
С 29 апреля по 17 мая Воздушное закаливание
С 5 ноября 2018 по 30 августа 2019 (ежедневно по утрам) Дыхательная гимнастика
С 3 декабря 2018 по 28 февраля 2019 Подвижные игры с детьми зимой на свежем воздухе
1 февраля 2019 Консультация для родителей «Охрана здоровья детей – забота общая»
С 4 марта по 31 мая 2019 Подвижные игры с детьми на свежем воздухе весной
12 марта 2019 Показ презентации «Мы закаляемся»
4 апреля 2019 Консультация «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей»
14 мая 2019 Семинар для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»
5 июня 2019 Музыкально – физкультурный мастер-класс «Уроки здоровья»
С 3 июня по 30 августа 2019 (ежедневно) Подвижные игры с детьми летом на свежем воздухе
6. Выводы
Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.
В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ.
Расширение знаний родителей в вопросе оздоровления позволяет активировать их деятельность в условиях семейного воспитания.
Примечание:
1. Фонарев, А. М. Воспитание и обучение детей раннего возраста: книга для воспитателя дет. сада / Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. и др. / под редакцией Павловой Л. Н., М., 1986.
2. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить: о природе способности. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
3. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебно-методическое пособие / Ю. М. Хохрякова. – Пермь, ПГГПУ, 2014.
Приложение
Риски, которые могут возникнуть при реализации проекта
- +
Низкая заинтересованность родителей Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания по разъяснению задач проекта, а также привлекать родителей к активному участию совместно со своими детьми
Низкая заинтересованность детей Для повышения интереса детей в проект включены разнообразные формы работы с детьми, которые представлены в игровой форме
Повышенная чувствительность к инфекциям на начальном этапе оздоровления Для преодоления риска повышения чувствительности к инфекции на начальном этапе используется индивидуальный подход и постепенное увеличение закаливающих воздействий, а также систематичность проведения оздоровительных процедур.