Галина Кизилова
Проект по финансовой грамотности «Три поросенка на новый лад»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Три поросенка на новый лад“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказки на новый лад
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных
и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность
представляют только честно заработанные деньги.
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и
необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных
социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения
правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно,
интересно.
Паспорт проекта
Тема: «Три поросенка на новый лад»
Вид:
по срокам реализации: краткосрочный;
по целевой установке: познавательно-творческий;
по составу участников: групповой.
Актуальность:
Реалии современного мира таковы, что ребенок должен не только уметь считать деньги для покупки сладостей в магазине, но и уметь управлять своими финансами. Таким образом, ребенок в дошкольном детстве постепенно будет готовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни, стать финансово грамотным человеком.
Про тему денег можно услышать много разных мнений в современном мире, зачастую слишком противоречивых. Где взять деньги и как их выгодно вложить? Являются ли деньги важнейшим элементом жизни человека? В этих вопросах ребенку сложно сориентироваться без помощи взрослого человека.
«Стать успешным в современном мире», вот задача, которую решают педагоги и родители, знакомя детей с финансовой грамотностью. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили использовать в нашей работе театрализованную деятельность. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Такая форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, сбережения, товар, деньги, цена, с одной стороны и нравственными с другой – бережливость, честность, экономность, достоинство – с другой.
Цель: Систематизировать знания у детей подготовительной группы по теме: «Как можно накопить деньги» через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- создать условия для закрепления элементарных экономических знаний у детей;
- устойчиво запомнить терминологическую базу по финансовой грамотности (деньги, банк, банковская карта, банкомат, рубль, монета, сдача, кассир, консультант);
- развить умение креативно подходить к решению финансовых ситуаций через раскрытие творческого потенциала ребенка;
-закрепить у воспитанников навыки работы в группах.
Проблемный вопрос: Как заработать деньги, чтобы купить кирпичи для строительства дома?
Продукт проекта : премьера спектакля «Три поросенка на новый лад»
Сроки реализации: 3 недели
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители детей.
Проблема:
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Планируемые результаты:
Дети:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия: деньги, банк, банковская карта, банкомат, рубль, монета, сдача, кассир, консультант.
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- получили представления о том, что зарплата каждого человека – это оплата за труд и выполненную работу.
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными.
- осознавать, что сбережения – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы приобретения необходимых вещей.
Родители:
- получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги:
- получат дополнительный опыт по развитию и воспитанию финансовой грамотности детей.
Дорожная карта проекта
Подготовительный этап:
-обсуждение плана мероприятий по проекту «Три поросенка на новый лад».
Основной этап:
- Чтение сказки, с элементами театрализации. Беседа с детьми (воспитатели, дети).
- Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность (воспитатель, родители).
- Просмотр мультфильма (воспитатели, дети)
- Драматизация сказки: настольный театр «Три поросенка». Распределение ролей (воспитатели, дети).
- Консультация для родителей: «Как сделать костюм из подручных средств для детской театрализации» (родители,воспитатель).
- Чтение сказки. Заучивание слов. Изготовление костюмов (родители, дети).
- Изготовление элементов костюмов для драматизации (воспитатели, дети).
- Ролевая игра - драматизация по сказке (воспитатели, дети).
- Разучивание песни трех поросят «Нам не страшен серый волк» (музыкальный руководитель, дети)
- Изготовление декораций для драматизации сказки (воспитатели, дети).
- Разучивание слов, примерка костюмов (воспитатели, дети).
- Репетиция в зале, без костюмов (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)
- Разработка афиши (воспитатели, дети).
- Генеральная репетиция спектакля с музыкальным и костюмированным оформлением (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)
Заключительный этап:
Спектакль «Три поросенка на новый лад» (музыкальный руководитель, воспитатели, дети)
Заключение
Таким образом, развитию у дошкольников познавательного интереса к финансовой грамоте, созданию положительной мотивации к закреплению ранее полученных знаний способствует театрализованная деятельность.
В ходе реализации проекта воспитанники систематизировали знания по теме «Как можно накопить деньги». Закрепили знания о том, что для достижения результата, надо ставить задачи, что привычка жить одним днем может привести к плохим последствиям. Поняли, что такие черты, как ответственность, трудолюбие, рассудительность - нужно в себе воспитывать, чтобы не попасть в критическую ситуацию.