Лиана Габдрахманова
Проект по финансовой грамотности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Аннотация проекта….3
Обоснование необходимости проекта…. 4-5
Цели и задачи проекта…5-6
Основное содержание проекта…. 6-7
Ресурсы…7-8
Партнеры…. 8
План реализации проекта….8
Этапы реализации проекта…. 9-21
Ожидаемые результаты ….21-22
Прогноз возможных негативных последствий и способы их
корректировки….22
Проектный продукт…22-23
Перспективы дальнейшего развития проекта…. 23
Выводы…23-24
Литература…25
Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Приложения
Аннотация
Проект по экономическому воспитанию «Юные экономисты» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей подготовительного возраста. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обоснование необходимости проекта
Проект был создан чтобы помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне. Финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А ведь грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Проблема низкой финансовой грамотности у населения связана с тем, что обучение финансовой грамотности не входит в содержание программ образовательных организаций, в том числе и дошкольны
Объект проекта : дети 6-7 лет.
Предмет проект : финансовая грамотность. Гипотеза: Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Основное содержание проекта.
В ходе разработки проекта определена методологическая база, выработана стратегия реализации и принципы внедрения методов и форм по формированию финансовой грамотности детей 6-7 лет.
5 слайд Основные принципы реализации проекта :
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
6 слайд Методы и приемы:
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
Виды деятельности:
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
- комплексно-тематические занятия,
- сюжетно-ролевые,
- дидактические, настольные игры,
- интеллектуальные игры,
- развлечения,
- экскурсии,
- беседы,
- труд,
- чтение художественной литературы.
Ресурсы:
Материально-технические ресурсы:
- оборудование: ноутбук, бумбокс, телевизор, проектор;
- костюмы для сюжетно- ролевых игр;
-денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
-художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха» и многие другие. -сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «Аптека».
-атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Сбербанк» и др.
Иформационные-ресурсы:
- демонстрационный и дидактический материал, методические пособия (дидактические игры, картотека игр, картотека мультфильмов, лэпбуки)
Кадровые ресурсы:
-квалифицированные, компетентные педагоги.
Партнеры:
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Сюда входят реализация встреч с представителями Тинькофф банка, сбербанка, сотрудники магазина «Магнит». Целевая аудитория: участниками проекта являются дети, педагоги детского сада,родители. План реализации проекта :
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : информационно –практико -ориентированный.
Срок реализации проекта : сентябрь 2021г. -май 2022г.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 мин
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Знакомство с темой проекта
Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
Анкетирование родителей;
Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
Подбор методического материала по данной теме;
Создание развивающей среды для работы;
Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
2 этап. Основной практический - в результате чего был реализован проект (ноябрь-апрель) :
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Игровая и познавательная деятельность
Трудовая деятельность
Работа с родителями
- консультирование по интересующим проблемам
- включение родителей в педагогический процесс
- совместное изготовление костюмов для игр, реквизитов.
Работа с педагогическим коллективом:
- практические и теоретические консультации
- изготовление атрибутов
-участие педагогов в мероприятиях, в образовательном процессе.
План реализации основного этапа проекта :
Перспективное планирование
Сентябрь
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 -4недели Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Диагностика знаний детей
Анкетирование родителей
Задания, игры, упражнения.
Родительские собрания.
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара. Ноутбук, интернет ресурсы, методическая литература
Октябрь
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Дидактическая игра «Кто, кем работает»
- расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
«Азбука финансов» (вводное занятие)
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Карточки с изображением людей разных профессий.
иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе,зерна пшеницы, камушки, кувшин, ковёр-самолёт, мультимедийное оборудование.
2 неделя Утро: Чтение и беседа «Деньги и кедровки»
НОД. Тема: «Открываем супермаркет»
Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Вечер: Чтение сказки «Как Ушастик и Уголек заработали кедровки»
Атрибуты для занятия
Методическая литература
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Рынок»
Игровые навыки: Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками. Товар взвешивают, подсчитывают, сколько стоит, платят за покупку, получают сдачу, чек. Благодарят за покупку. Раскрыть специфику купли - продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).
Методические приемы: Рассматривание товаров, наблюдение за работой продавцов, кассира. Организовать покупку (яблок, игрушек).
НОД. Тема: «Азбука денег».
Цель: формировать у детей первичные экономические представления, создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей, показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим». Игровой центр «Магазин»; муляжи овощей, фруктов; игрушки; касса детская; костюм продавца.
Атрибуты для занятия
4 неделя Игровое занятие «Дети и деньги»
- сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.
м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия)
Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы". Атрибуты для игры
Ноутбук, проектор, флешка
Буклеты для родителей
Ноябрь
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Дидактическое упражнение «Назови профессии»
- научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Дидактическая игра «Назови монету»
- расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях. Методическое пособие «Профессии»
Карточки с изображением монет
2 неделя Утро: Чтение с обсуждением «О товарах и услугах»
Вечер: Чтение сказки «Реклама в лесном городе»
Методическое пособие
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Игровые навыки: Люди пишут друг другу письма, посылают посылки. Пришедшую по адресу корреспонденцию почтальон доставляет по адресу. На конверте указывается индекс, адрес, фамилия.
Методические приемы: Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, почтовых отправлений.
Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу…», «Почтальон принес посылку».
Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры.
Беседы «Как люди получают информацию», «Какие детские журналы ты любишь и почему?»
Игровой макет «Почта»
4 неделя Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».
Декабрь
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».
Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.
Атрибуты к занятиям
2 неделя Утро: Чтение сказки «Пират Чёрный Кот»
Вечер: Чтение с обсуждением «О семейном бюджете»
Методическое пособие
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Игровые навыки: Показать разнообразие товаров. Развить умение самостоятельно осуществлять процесс купли - продажи, вступать в диалог.
Работа с родителями: Экскурсия в магазин «Семейный магнит» (наблюдение, покупка салфеток). Атрибуты для игры
4 неделя Игровое занятие «В гостях у сказок»
создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер». ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Январь
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Игровое упражнение «Какие бывают доходы?»
уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Игровое упражнение «Груша и яблоки»
- научить считать деньги Приготовить альбом с деньгами
Бумага, карандаши, ножницы
2 неделя Утро: Чтение сказки «Серый разбойник»
Вечер: Чтение и беседа «Вперед за кладом» Методическое пособие
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»
Игровые навыки: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цене товара, побуждать интерес к играм.
Дидактические игры: «Чудесные мешочки», «Опиши игрушки», «Угадай чего не стало» и др. Изготовление атрибутов для игр: (кошельки, ценники, кульки, деньги, овощи, чеки, корзиночки и т. д.).
4 неделя Квест-игра «Путешествие по стране Экономике»
изучить во время игры основные понятия экономики и ее роль нашей жизни. Атрибуты для игры
Февраль
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Дидактическая игра «Кто что делает?»
- расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Дидактическая игра «Денежный поток»
- развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни. Атрибуты для игр
2 неделя Утро: Чтение с обсуждением «Что такое банк, кредит, депозит?»
Вечер: Чтение сказки «Кладоискатели у цели»
Методическое пособие
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Столовая»
Игровые навыки: Измерять количество жидкости. Повара готовят вкусную разнообразную еду, посетители заказывают разные блюда, расплачиваются, благодарят.
Дидактическая игра «Кто кем работает?»
- расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Изготовление атрибутов для игр: разнообразные товары, деньги, ценники, калькуляторы, счеты, корзины, рыба, счеты, разные меню для столовой.
4 неделя Игровое занятие «Как Мишка стал бизнесменом»
- ознакомиться с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты. Атрибуты для игры
Март
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Игровое упражнение «Кто что производит?»
- подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Игровое упражнение «Бюджет моей семьи»
- расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Настольные дидактические игры
2 неделя Утро: Чтение с обсуждением «Про пользу страхования»
Вечер: Чтение сказки «Серый волк рассекречен»
Методическое пособие
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Игровые навыки: Песни, танцы, аттракционы, переплетаются с познавательными задачами математического и экономического характера. Совершают операции купли- продажи, заключают сделки, разыгрывают «Аукцион». Продаются изделия народных промыслов (хохлома, гжель и т. д.). Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Методические приемы: Беседа о ярмарке прошлого, и современных. Рассматривание иллюстраций о коробейниках, о том чем торговали, о старинных деньгах (копейки, гривенники, пятаки, изделий народного промысла.
Продуктивная деятельность по мотивам народной росписи.
4 неделя «Путешествие на экономическую планету «Финансия»
Цель: Создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, создание норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Апрель
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Дидактическая игра «Маршруты товаров»
- развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) Карточки с изображением различных товаров
2 неделя Утро: Чтение сказки «В гостях у Аиста Алекса»
Вечер: Чтение сказки «Охота серого разбойника за кладом»
Методическое пособие
3 неделя Магазин «Игрушки»
Игровые навыки: Открылся новый магазин «Игрушки». Продавцы рассказывают о товаре, предлагают купить себе, что понравилось, приобрести подарки для друзей. Наблюдение за работой продавца, кассира. Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками.
Игровой центр «Магазин»; костюм продавца; различные игрушки
4 неделя Игровое занятие «Почему взрослые работают?»
- развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Картины с профессиями
Май
Дни недели Содержание Материалы и оборудование
1 неделя Утро: Чтение сказки «Поединок Шарика Поликарповича с волком»
Вечер: Сюжетно-ролевая игра - Магазин «Ткани»
Игровые навыки: Открылся новый магазин «Ткани». Продавцы предлагают разные виды тканей, рассказывают, что из них можно сшить, предлагают разные фасоны одежды, обмеряют ткань, складывают. Покупатели платят за покупки.
Методические приемы: Рассматривание тканей, иллюстраций. Рассказ воспитателя о деятельности взрослых. Продуктивная деятельность «Узоры для тканей», «Журналы мод». Методическое пособие
Ткани, виды тканей.
2 неделя Беседа «Долг платежом красен»
Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей.
Развивать внимание к сверстникам.
Методическое пособие
3 неделя Игровое занятие «Приключение Мухи-Цокотухи» - формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Атрибуты для занятия
4 неделя Мониторинг
- определение освоения знаний по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями
Месяц Формы работы с родителями
Сентябрь -Консультация для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
-Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к финансовой грамотности в ДОУ»
Родительское собрание на тему: "Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?
Октябрь -Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»
-Папка – передвижка «Экономический словарь»
Ноябрь -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»
- Папка – передвижка «Советы Гнома
Эконома»
Декабрь -Консультация для родителей «Сказка – как средство
экономического воспитания
дошкольников
Январь -Творческое задание по изготовлению
атрибутов
Февраль -Рекомендации для родителей по
экономическому воспитанию детей в семье.
Март -Совместное посещение родителей и детей
библиотеки семейного чтения
Апрель -Круглый стол для родителей
«Экономическое воспитание дошкольников»
Памятка для родителей «Готовим ребенка к жизни»
Май - Фотовыставка «Кем работают наши родители».
Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».
Работа с педагогическим коллективом
Консультации "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
«Взрослые разговоры с детьми»
Совместная работа по изготовлению атрибутов к играм
Участие педагогов в образовательном процессе.
3. Заключительный (апрель- май)
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнений родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта, проведение диагностики.
Ожидаемые результаты
1. Разработано программно-методическое обеспечение в сфере финансово – экономического развития детей в дошкольном учреждении.
2. Оснащена развивающая предметно-пространственная среда.
3. У воспитанников дошкольного учреждения будут сформированы первичные финансово-экономические понятия.
4. Дошкольники будут применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
5. Родители (законные представители) и педагоги повысят компетентность в вопросах обучения детей финансовой грамотности.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:
1. Отсутствие материальной базы, учебно-методических пособий, атрибутов для игр.
2. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками и реализации инновационного проекта.
3. Пассивность родителей.
4. Невысокая профессиональная компетентность воспитателей по данной теме.
С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1. Повышать уровень развития материальной базы. Разработать методическое обеспечение реализации проекта по формированию финансовой грамотности, (с перспективно-тематическим планированием; планом работы с партнерами и родителями);
2. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по формированию у них финансовой грамотности.
3. Прохождение курсов повышения квалификации, самообразование.
Проектный продукт
Конечной продукцией проекта является :
- программа по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
- методические рекомендации по внедрению системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
-проекты, разработанные в рамках реализации программы
- создание и пополнение уголка по финансовой грамотности
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе планируем создать большую картотеку игр по финансовой грамотности, чтобы чаще и удобнее использовать ее в образовательном процессе, привлекать больше родителей в воспитательно - образовательную деятельность, дальнейшее пополнение развивающей предметно-пространственной среды, организация встреч с людьми финансовой профессии.
Выводы:
В результате реализации проекта в помощь педагогам были разработаны методические рекомендации : «Финансовая грамотность в ДОУ».
Распространение опыта работы:
- выступление на педсовете на тему: «Финансовая грамотность у детей 6-7 лет».
Распространение информации о реализации проекта через интернет ресурс
https://www.maam.ru/users/liana105 на моем сайте педагога на маам. ру
Проводимая работа, по формированию финансовой грамотности, находит отклик у детей и их родителей. Воспитанники активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Они осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. Пришли к пониманию того, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
В начале работы над проектом среди детей был проведен мониторинг, с целью выявления уровня знаний по финансовой грамотности. Данные, полученные в ходе мониторинга показали, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у дошкольников. В середине декабря мы провели срез среди детей, результаты среза показали, что уровень знаний воспитанников по данной теме значительно вырос. Гипотеза наша полностью подтвердилась, занятия по финансовой грамотности нужно начинать уже с дошкольного возраста. Реализация данного педагогического проекта служит определенным фундаментом, для дальнейшей целенаправленной деятельности в дошкольном учреждению по формированию финансовой грамотности у воспитанников.