Оксана Баталова
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Составитель: Баталова Оксана Константиновна
Тема проекта: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Актуальность проекта:
Финансовое просвещение – достаточно новое направление в дошкольной педагогике. А финансовая безграмотность, к сожалению, острый вопрос. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к финансовой грамотности, как взрослых, так и детей. Мы становимся очевидцами активного становления “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры.
Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно уже с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям навыки по управлению финансами, сформировать точку зрения, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Часто родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Дети очень рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-6 лет речь не идет о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения индивидуальных особенностей личности, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного человека. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Зарубежные психологи А. Страусс, К. Данзигер считали, что развитие финансовых представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами.
Отечественная наука и практика тоже успешно обращаются к изучению роли экономики в формировании личности. Разработаны теоретические основы, содержание, формы и методы экономического образования и воспитания.
Этой проблемой занимались И. Ф. Аменд,
И. С. Липсиц, Б. А. Райзберг, В. К. Розов,
И. А. Сасова, Б. П. Шемякин и другие.
Педагоги дошкольных учреждений
успешно осваивают ряд программ по
экономике, авторами которых являются Л. М. Кларина, Т. В. Дробышева, А. Д. Шатова, Е. А. Курак, А. А. Смоленцева.
Цель проекта – формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет;
Задачи:
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Участники проекта:
• дети старшей группы;
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2021-апрель 2022).
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля») Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Банк», «Магазин», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион».
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
Первым этапом происходило изучение темы, сбор материалов, понимание насколько актуальна тема для возрастной группы моих воспитанников. На этом этапе был проведен экспериментальный «срез», который позволил получить относительно точную информацию об уровне финансово-экономического опыта у детей и важности финансового воспитания в старшей возрастной группе.
А также, была создана развивающая среда по теме проекта. Подбор игр, физминуток по финансовой грамотности. На этом этапе мне очень помогли материалы, разработанные Банком России.
Так у нас в группе появились музей денег и уголок финансов «Монетный двор».
Так же были проинформированы родители, проведено анкетирование.
2 этап – Практический: Первой мы обсуждали тему «Труд человека».
Беседовали на темы «Профессии», «Как важен труд», «Мои домашние обязанности»
рисовали на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мой товар на ярмарку». Тут было важно донести до ребёнка, что
высокую цену заслуживает только качественно выполненная работа, её оценивают дороже, чем работу, выполненную неряшливо. Производственный брак не нужен никому.
Обсуждали пословицы и поговорки про труд.
А также дети самостоятельно трудились, помогая в сервировке стола, наведении порядка в игровой зоне и на прогулочных участках.
Следующая тема «Что такое деньги и зачем они нужны»
В рамках этой темы дети узнают какие бывают деньги у нас в стране и в других странах, как производятся деньги и куда тратятся.
Мы рисовали на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», конструировали «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда»;
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк», «Кафе»
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме Сюжетно-ролевой игры «Торговый центр» и интеллектуальной викторины «Знатоки».
Ожидаемый результат проектной деятельности.
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют зарубежья;
- бережно и экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.);