Наталия Забанова
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Это русская сторонка»
▼ Скачать +Заказ
Подготовила воспитатель
Забанова Наталия Александровна
МБДОУ детский сад «Родничок»
р. п. Токарёвка,2023г.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации: долгосрочный
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, социальные партнеры
Направление проекта: духовно- нравственное воспитание детей
Актуальность:
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста „Это русская сторонка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения обусловили необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности детского сада, открыло перспективы для подлинной организации духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.
Инновация проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания воспитанников.
Новизна заключается в разработке и апробации новой модели взаимодействия участников проекта по духовно-нравственному воспитанию и открытости – включение новых социальных партнеров.
Ресурсное обеспечение проекта
В ДОУ созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В ДОУ имеются библиотека, мини-музей.
Имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, средства наглядности. В достаточном количестве художественная литература и педагогическая литература.
Методическое обеспечение:
Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Информационное обеспечение:
Функционирование сайта ДОУ - освещение реализации проекта, мероприятий.
Цель проекта: Воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Задачи проекта:
образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации;
формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;
воспитание социальной культуры через формирование патриотизма, почтения и любви к окружающим, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку;
внедрение наиболее эффективных методик духовно-
нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Методы реализации проекта :
. Наглядный 2. Словесный 3. Практический
Наглядный метод:
-наблюдение;
-просмотр сказок;
-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведение дидактических игр;
-целевые прогулки.
Словесный метод:
-чтение литературы;
-разучивание стихотворений, пословиц и поговорок ;
-беседа с элементами диалога;
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод:
- продуктивная деятельность;
-проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
-театрализованная деятельность
-изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Материально – технические ресурсы
Необходимы для выполнения проекта:- подбор методической и художественной литературы;- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);- дидактические игры;- подбор стихов, песен;- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Этапы работы над проектом:
Поисковый: определение темы проекта
Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации
Практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды)
Контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности)
Ожидаемые результаты получение знаний о духовных качествах личности;
формирование моральных норм;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
развитие положительного отношения ребёнка к другим людям, окружающему миру;
умение выражать чувства сопереживания, добра и долга, милосердия и сострадания.
рисунки воспитанников;
высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах воспитанников;
самостоятельность и инициативность в деятельности;
гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);
динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Главное направление проекта – создание в ДОУ для детей условий, способствующих познанию искусства творить добро для всех, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальной поддержке и заботе. Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает
Показатели, по которым отслеживаетсяэффективность реализации программы социализации воспитанников
Работа с детьми
Организованная образовательная деятельность
Оформление выставок, мини-музеев
Чтение худ. литературы
Прогулки, экскурсии
Праздники, развлечения
Беседы
Встречи с интересными людьми
Работа с педагогами
Методические объединения
Педагогические советы
Семинары
Консультации
Участие в конкурсах
Анкетирование
Мастер-класс
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Вечера отдыха
Консультации
Работа с родителями
Итог работы
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.