Татьяна Щербак
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Моя любимая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением
проблем экономического, а порой физического выживания,
усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения
вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не
владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание
в слепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных
результатов.
Духовно - нравственное воспитание дошкольников является одной из
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Моя любимая семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы
воспитателю требуется не только знание методов и приёмов, но и умение
применять их в образовательно-воспитательном процессе. Вот почему
сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание,
возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания
ребенка в единстве семья – ребенок - детский сад.
Цель проекта.
Раскрытие многогранного образа семьи, формирование у детей понятия «семья», повышение роли родителей в становлении личности ребенка; развитие духовно- нравственной личности ребенка.
Задачи проекта :
Для детей:
Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др., ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении детей.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать представления об эмоциональном состоянии членов семьи.
Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье;
Воспитание положительного отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
Для педагогов:
Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта.
Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста духовно - нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей.
Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием высших духовно - нравственных качеств.
Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности.
Разработка и оформление паспорта проекта.
Для родителей:
Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Прогнозируемые результаты:
Педагоги:
Улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами.
Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.
Накопление методического материала, пособий по теме проекта.
Разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта.
Дети:
Дети имеют представления о родственных отношениях, своих родителях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.
Знают историю своей семьи.
Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.
Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации по данной теме, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество в работе.
Главный результат проекта заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении к добру и неприятию зла.
Родители:
Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.
Установление доверительных детско-родительских отношений.
Заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Родители - пример в стремлении к духовному росту.
Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Гипотеза реализации проекта
если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.
Вид проекта :
информационно - творческий, групповой.
Длительность проекта :
ноябрь 2019 - февраль 2020 гг., среднесрочный
Участники проекта :
дети, воспитатели, музыкальный
руководитель, родители.
Этапы проекта :
1. Организационно – подготовительный
Цель: определение основных направлений работы.
2. Основной
Цель: создание условий и осуществления
деятельности в рамках реализации проекта.
Апробация и экспериментальная проверка основных
идей проекта.
3. Заключительный
Цель: подведение итогов работы.
1. Организационно – подготовительный
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи:
Изучение мнения родителей по теме проекта.
Разработка и оформление паспорта проекта.
Разработать план работы по реализации проекта.
Подбор материала для разработки конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.
Прогнозируемые результаты: определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.
2. Основной
Цель: Создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
Обеспечить программно-методическое сопровождение.
Реализация программы проекта.
Реализовать методические рекомендации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в семье.
Пополнение предметно – пространственной среды.
Прогнозируемые результаты:
Реализованы методические рекомендации.
Реализован комплексно-тематический план проекта.
Работа с детьми
«Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «Водители», «Спасатели», «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы», «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской».
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Моё имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы».
Строительные игры: «Дом для кукол», «Мебель для кукол».
Создание альбомов: «Моя семья», «Наши праздники в детском саду», «Наши защитники».
«Познавательное развитие»
Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
Тематические занятия: «Моя родословная», «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Моя семья», «Мамы разные нужны, мамы разные важны».
Беседы: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Давайте познакомимся», «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи».
Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».
Общение: «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?»
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
«Речевое развитие»
Чтение произведений и обсуждение прочитанного материала: С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», «Честное слово», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа», Д. Габе «Моя семья», а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.
Чтение стихотворений: Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня» и другие.
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Составление творческих рассказов: «Моя семья», «Папа может», «Мамочка моя».
Беседы о родственниках, семье, обязанностях в семье с параллельным иллюстрированием.
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование на тему: «Платье для мамы», «Выходные в семье», «Семейные праздники», «Цветы для бабушки», «Портрет моей мамочки», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа».
Аппликация: «Шляпа для мамы», «Цветы в подарок», «Букет для бабушки», «Подарок папе».
Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы», «Аист», «Шкатулка для бабушки», «Коллективная работа – «Дом –это счастье»
Оформление стенгазет: «Моя семья»,
«23 февраля», «8 марта»
Изготовление праздничных подарков родным.
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
Беседы с детьми: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей», «Мой папа – самый, самый».
«Музыкальное развитие»
Прослушивание музыкальных произведений.
Разыгрывание песенок и стихов о маме, о семье.
Музыкальное сопровождение занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения.
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
При работе с детьми используются следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка.
Работа с родителями в ходе реализации проекта
Создание благоприятной среды, атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
Анкетирование: «Знаете ли Вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
Тест «Какие вы родители».
Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Как создать родословную своей семьи», «Семейные традиции».
Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Путешествие в прошлое семьи».
Папка-передвижка «Пять путей к сердцу ребенка»,.
Оформление альбомов «Я и моя семья»
Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».
Проведение совместных музыкальных праздников: «Праздник Осени», «8 марта».
Совместное выступление детей и их родителей.
Беседы и советы с родителями по проведению праздников.
Выставка: фото-картин «Моя семья», поделок «Золотые руки мам и бабушек».
Выставка художественной литературы.
Папки-рекомендации.
Консультации на темы: «Растим здорового ребенка», «Ребёнок и книга»
Практическая консультация: «Мир семейных увлечений».
Родительское собрание «Моя семья».
Выпуск стенгазеты: «Люблю мамочку за….».
3. Заключительный
Цель: Подведение итогов работы.
Задачи:
Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы группы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
Презентация проекта
Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.
Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.