Наталья Хмелевская
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Мы все такие разные». Толерантность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.
Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию „Мы все такие разные“, Толерантность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми.
Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь.
А что же такое толерантность?
Толерантность - это способность, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому – либо.
В одном из выступлений генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, призывал обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности.
Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
В концепции дошкольного воспитания говорится : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».
И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
Согласно декларации ЮНЕСКО 1994 года «. рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса».
В дошкольном возрасте проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, беженцев, приезжающих в нашу страну. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка.
На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов дошкольного учреждения.
Проведенный мониторинг показал, что среди опрошенных - нет родителей с высоким уровнем толерантности; средний уровень толерантности присущ 98% родителей; с низким уровнем толерантности, 2% опрошенных. Несколько родителей, к сожалению, просто отказались отвечать на данный тест. Возможно, это говорит о том, что не все еще готовы говорить на эту довольно острую сейчас тему.
Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Идея проекта.
Мы живем в России. Для того, чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее историю и традиции. Но Россия - страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свою культуру, традиции и обычаи. Поэтому, нам, педагогам, следует формировать в детях нравственные качества по отношению к людям других национальностей.
Цель: формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Задачи:
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Расширить представление дошкольников о культуре разных народов России.
4. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Условия реализация проекта :
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагогов учреждения при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни участников проекта. Особая роль в реализации проекта отводится совместным мероприятиям детей с родителями.
Алгоритм реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Реализация проекта.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап.
Цель: активизировать интерес всех участников образовательного процесса к теме «толерантность»
1. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
2. Подбор дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
3. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
«Самооценка толерантности личности»,
Опросник коммуникативной толерантности
В. В. Бойко.
По результатам мониторинга, большинство родителей оказались заинтересованы в проведении мероприятий по приобщению детей к культуре разных народов. В связи с этим был составлен план, который впоследствии был вынесен на обсуждение с родителями и специалистами. Были определены сроки,
мероприятия, назначены ответственные.
Основной этап. Реализация проекта.
Цель: активное участие детей, родителей и педагогов во всех запланированных мероприятиях недели толерантности в ДОУ. Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания толерантной личности.
На этом этапе были проведены следующие мероприятия:
Оформление информационных стендов для родителей: «И разные могут найти общий язык»
Выпуск папок-передвижек для родителей «Права и обязанности взрослых и детей», а также выпуск листков «Рекомендации родителям по толерантному воспитанию»;
Чтение и заучивание стихотворений о России;
Выставка детских рисунков «Доброта спасет мир», с последующим их размещением в городском транспорте;
Размещение на сайте ДОУ материалов по толерантному воспитанию :
К-я «Как воспитать толерантность», Знакомство с писательницей Т. Н. Лепихиной и ее добрыми сказками, Сказки и легенды народов мира о животных.
Чтение в течение недели художественной литературы:
сказок народов мира, рассказов и сказок о дружбе;
Знакомство с играми народов мира;
НОД в старшей группе: «Какие народы живут в Росси»;
Акция «Здравствуй, друг!»
Участие в акции «Гирлянда дружбы»,
которая ставит своей целью объединить людей и детей с помощью творчества;
Просмотр и обсуждение мультфильмов о дружбе и доброте «Подарок для самого слабого», «Просто так», «Самый большой друг», «А что ты умеешь?»
Серия ситуативных игр «Будем крепко мы дружить»
Консультация для родителей: «Как воспитать толерантного ребенка?»
Урок толерантности для педагогов, на котором, воспитатели с помощью коллажа пытались рассказать, что для них заключено в этом красивом и загадочном слове толерантность;
Тренинг «Жить в мире с собой и другими»;
3 этап. Заключительный.
Цель: Анализ проведенной работы, вывод о полученных результатах. Презентация проекта.
-Создание базы методических разработок по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях ДОУ;
- создание картотеки подвижных игр народов мира.
-Отчет о проделанной работе. Презентация.
Ожидаемые результаты:
• Повышение сензитивности педагогов и родителей к идеям толерантности;
• Создание базы методических разработок по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях ДОУ;
• Сформировать традицию проведения Недели толерантности в ДОУ ежегодно;
• Формирование коллектива педагогов и родителей- единомышленников, в вопросах нравственного воспитания дошкольников;
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровые ресурсы:
• заведующий МБДОУ
• старший воспитатель
• педагог – психолог
• воспитатели
• музыкальный руководитель
Образовательные ресурсы:
• организованная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность и т. д.);
• социокультурная среда;
• художественные средства;
• тематические мероприятия (праздники, досуги);
• мероприятия для родителей (консультации, семинары, родительские собрания, тематические встречи и т. д.);
• средства массовой информации.
Примерные финансовые затраты:
• Информационная и консультативная работа
(Информационные стенды, наглядно - информационный материал, плакаты, памятки, буклеты и т. д.).
• Воспитательно - образовательный процесс (Аудио, видео, мультимедийная техника. Наглядно-демонстрационный материал, дидактические пособия. Экспонаты для мини-музея. Приобретение национальных костюмов)
• Приобретение канцелярских материалов (Бумага цветная, картон (белый и цветной, цветная пленка, клей, фломастеры, карандаши, бумага белая (формат А-4. А-3)
Оценка эффективности проекта :
• Будет проходить в трех направлениях: дети, родители, педагоги.
• Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
• Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Рекомендации по использованию опыта:
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подталкивает педагогов образовательных учреждений к поиску и внедрению новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Оказывает влияние на формирование уважительного отношения ребенка к представителям других национальностей, их культуре и традициям, через привлечение внимания общественности (педагоги, родители) к вопросам толерантности.