Людмила Исаева
Проект по бумагопластике «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Большеалексеевский д/с комбинированного вида
«Калинка»
Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему:
«Наши руки не для скуки»
Составила:
воспитатель Исаева Л. А.
2018
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Продолжительность: один год
Актуальность
Публикация «Проект по бумагопластике „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Проблема
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых ощущений, снижение уровня когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти). Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. В последние годы в дошкольном образовании в большей мере наблюдается тенденция насыщения дошкольников знаниями, а ручной труд и конструирование отнесены в блок совместной деятельности и порой носят эпизодический характер.
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Бумага сопровождает человека уже более 2000 лет. Это один из самых простых и доступных материалов. При этом она имеет неповторимую окраску поверхности, специфические свойства и технологию обработки.
Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретают новые знания, навыки, умения, но и решают задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств.
Цель - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.
Обучающие задачи
• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
• Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности
Развивающие задачи
• Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
• Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
• Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Воспитательные задачи
• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.
Методы реализации проекта
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приемы: отрывание, сминание, скатывание, скручивание, обрывание, вырезание, многократного сгибание в разных направлениях, складывание и приклеивание.
Планируемые результаты реализации проекта :
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообразования;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• овладеют основными приемами работы с бумагой : складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике работы с бумагой воспитывать у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;
закреплять у детей знания по цветовосприятию, развивать эстетический вкус.
3. Принцип свободы выбора. Предоставлять детям возможность самим решить, как будет оформлена их работа, предоставлять им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к детям.
5. Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование).
6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Принцип построения занятий «от простого к сложному». Этот вид деятельности строится на имеющихся уже умениях и навыках аппликации. Дети осваивают различную по свойствам бумагу и «превращают» её в необычные цветы, здания, деревья, изготовляют поделки для украшения интерьера, подарки к праздникам и др. «Превращения» простого и доступного материала не только эстетически и эмоционально привлекательно для детей, но также крайне полезно для развития центральной нервной системы ребёнка – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением общей двигательной и ручной деятельности. Ведь манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует и соединяет со слуховыми, зрительными, осязательными восприятиями. Всё это формирует сложные интегрированные образы и представления. Развивает наблюдательность, умение сравнивать, выделять характерное в образе, развивать объёмно – пространственное мышление и фантазию.
Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Материальное оснащение: цветная бумага, картон, салфетки, гофрированная бумага, клей.
Инструменты: ножницы; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей.
Оборудование: тканевые салфетки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, пайетки.
Демонстрационный материал: художественная литература, ИКТ, образцы изделий, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью бумагопластики.
Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые различные виды бумагопластики : оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Виды деятельности Литература
1 этап подготовительный Подбор литературы и демонстрационного материала
Консультация для родителей, на тему: «Развитие мелкой моторики»
Подготовка презентации «Бумагопластика как средство развития творческих
способностей у детей»
Организация пространства для творчества.
Подготовка образцов, инструментов.
Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».
• Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
nsportal.ru›…konsultatsiya…melkoy-motoriki-ruk-u…
2 этап
основной Осенний натюрморт
Городские птицы
Нахохлившаяся птица
Божьи коровки
Фрукты - овощи.
Курица с цыплятами
Кораблик.
Лес, точно терем расписной
Кошка
Поросенок.
Кто живет в лесу.
Снегири
Новогодний натюрморт.
Снегурочка.
Танец елок
Рыбка.
Мастер – класс для родителей «лилии»
Что подарим мамам?
Жар – птица.
Синички
Чудо цветок.
птички на ветках
Наш космодром.
В далеком космосе.
Звезды и кометы
Мастер – класс для родителей «Бумажное зодчество»
Домик с трубой.
Золотые купола
Радуга
Весна идет
Сирень
Избушка на курьих ножках
Качели – карусели
В гостях у сказки Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/с» стр 48
Дубровская Н. В. стр 45стр 5
Немешаева Е. стр127
Васина Н. стр36
Лыкова И. А. стр 50
Васина Н. стр51
Дубровская Н. В. стр 40
Лыкова И. А. стр 54
Гризик Т. И. стр15
Лыкова И. А. стр 62
Гризик Т. И. стр13
Дубровская Н. В. стр 97
стр 105
Дубровская Н. В. стр 107
стр 128
Лыкова И. А. стр158
стр128
Лыкова И. А. стр 116
Дубровская Н. В. стр 121
Шкицкая И. О. стр 40
Лыкова И. А. стр
Дубровская Н. В. стр 83
Лыкова И. А. стр190
стр 184
Лыкова И. А. стр 124
Дубровская Н. В. стр 184
Васина Н. 113
Лыкова И. А. стр 166
Дубровская Н. В. стр 198
Лыкова И. А. стр 112
стр35
конспект
3 этап
заключительный Изготовление с родителями в технике бумагопластики совместной с детьми
работы «Мой любимый город»
Выставка работ «Наши руки не для скуки»
Круглый стол «Обсуждение результатов проекта
Результаты проекта
Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
Исходя из своих наблюдений, я могу сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий я стала замечать, как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
Вывод
Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:
делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.
Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.
Глоссарий
Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.
Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей - модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Движение рук - и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.
Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга.
Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т. п., из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.
Торцевание - это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.
Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Рваная бумага - чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.
Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки, а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу - корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.
Плетение - один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства - гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т. п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература
1. maam.ru›detskijsad…yefektivnoe-sredstvo…detei.html
2. prodlenka.org›…obrazovanie…proekt-bumagoplastika…
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-tehnika-bumagoplastika.html
4. Васина Н. «Бумажные чудеса» Айрис пресс 2015г.
5. Гризик Т. И. «Умелые пальчики» Просвещение 2012г.
6. Дубровская Н. В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения» Изд. «Детство – пресс» 2013г.
7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
8. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008.
9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки». 2015
10. Лыкова И. А «Конструирование в д/с Цветной мир М. 2016г.
11. Немешаева Е. «Разноцветные ладошки» Айрис пресс М. 2013г.