Любовь Бойко
Проект по адаптации детей второй младшей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей второй младшей группы раннего возраста.
Разработали: Бойко Л. А. –воспитатель Лебедева А. С. -музыкальный руководитель
Публикация «Проект по адаптации детей второй младшей группы раннего возраста к условиям ДОУ „Я иду в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цитата по теме: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Проблема:
Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Тема проекта : Проект по адаптации с детьми второй младшей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Цель :
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта состоит :
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Период проведения проекта
Период проведения проекта-в рамке перспективно-тематического планирования перспективно-тематического планирования блок «Детский сад», «Сундучок осени», (01.09.2020 -09.10. 2020г.)
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.
Участники проекта :
1. Дети и родители второй младшей группы раннего возраста
2. Воспитатель: Бойко Л. А.
3. Музыкальный руководитель : Лебедева А. С.
Вид проекта :
информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой
Тип проекта…
социальный.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Материал и техническое обеспечение:
-Сбор информации по теме;
-Создание необходимых условий для реализации проекта;
-Подбор материала для продуктивной деятельности;
-Подбор аудио – и видеоматериала;
-Подбор художественной литературы по теме;
-Подбор загадок, наглядного материала по теме;
-Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;
-Разработка мероприятий;
-Оформление наглядной информации для родителей;
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
.
Форма:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой
3. подвижные, дидактические игры, игровые ситуации
4. чтение, рассказывание, беседы
5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
6. культура общения, тактичность и взаимопонимание
7. оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей
8. вовлечение родителей в педагогический процесс
9. организация фотовыставки
10. проведение развлечения
11 .участие в совместном семейном творческом конкурсе
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые). Социальные партнеры
Беседа: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты», чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей» - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение обращаться друг к другу по имени. «Наша группа», дидактическое упражнение «Вверх-вниз» :познакомить детей с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся. «Детский сад для ребят»-продолжать знакомить детей с именами воспитателя, младшего воспитателя, детей, ориентироваться в помещении группы.
Пальчиковые игры: «Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», «Буду маме помогать», «Мы капусту рубим, рубим…», «Пальчики здороваются», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», -учить выполнять движения согласно тексту, активизировать и обогащать словарь, развивать мелкую моторику.
Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились»,, «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться»-формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, последовательность в их выполнении. Дать представление о предметах одежды, ее функциональном назначении. «Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Зайка с нами обедает», «Разноцветные салфетки»-продолжать знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения за столом во время приема пищи, продолжать закреплять умение есть с ложки. «Кукла Катя заболела», «Чаепитие с куклами-малышками»-разнообразить ролевое участие детей в игре, желание заботиться о кукле. «Солнышко встает на нашем дворе» : вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатлениями; пробуждать интерес к игре и двигательной активности; вызывать желание подражать интонации голоса взрослого, способствовать активизации речи.
Чтение художественной литературы: Потешки- «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Тук, тук, кулачок», «Вот и люди спят»-учить слушать потешки, проговаривать их при повторном чтении, активизировать и обогащать речь детей. Инсценированные потешки «Петушок, петушок…» : учить изображать действия персонажа потешки (по показу взрослого); активизировать речь. Сказки- «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»-.учить слушать сказку используя наглядное изображение, фигурки кукольного театра. Стихотворения из серии А. Барто «Игрушки», потешки «Кисонька-мурысонька», «Сорока-белобока», «Несет меня лиса», «Курочка-рябушечка»-вызвать радость от прослушивания литературных произведений, желание участвовать в их рассказывании.
Музыкальные произведения: «Колыбельная», «Баю-бай», «Спи, мой мишка», «серенькая кошечка», «Ты собачка не лай» : способствовать снятию эмоционального напряжения, мотивировать детей на спокойное засыпание
Подвижные игры: «По узенькой дорожке», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Подойдите ко мне» «Догони меня», «Веселый колокольчик», «Ай-да», -учить слышать слова воспитателя, выполнять движения ориентироваться в пространстве, формировать умение ходить в заданном направлении согласно тексту, бегать «стайкой», друг за другом, в разных направлениях.
Сенсорные игры: «Собери пирамидку», «Разрезные картинки», «Длинный-короткий мостик для бычка», «Давай построим башню», «Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Уложим в кровать больную куклу», «Разноцветные чашечки», «Где, чей домик»-способствовать развитию восприятия у детей.
Игра-инсценированны : «Игра с мишкой», : обогащать эмоции детей; побуждать двигательную активность детей, активизировать речь. : развивать соотносящие, хватательные движения рук; активизировать речь.
Адаптационные игры : «Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».
Хороводные игры: «Пузырь», «Каравай», «Карусели».
Рассматривание игрушек в группе-продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.
Рассматривание картин: «Дети моют руки», «Дети играют в кубики», «Мама моет дочку»-учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.
Дидактические упражнения: «Новая кукла», «Поздоровайся, попрощайся с игрушкой». «Кукла Катя обедает», «Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье», «Кукла Катя проснулась» -знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.
Досуговая деятельность: Развлечение «Осень, осень, в гости просим» : создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений о времени года «Осень» посредством стихов, песен, танцев, игр.
Работа с родителями:
Консультации
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Консультация для родителей
«Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад»
Наглядная информация :«Режим дня», «Учите и читайте вместе с нами», : нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе с детьми.
Организация фотовыставки «Первый раз в детский сад» Первые дни пребывания в детском саду» : знакомить родителей с первыми успехами детей в период адаптации.
Детско-родительский конкурс : «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала) : привлечь родителей к совместной творческой деятельности дома, способствовать активизации творчества родителей и детей.
Ожидаемые результаты (продукт проекта).
-Благоприятный адаптационный период детей 2-2,5лет.
-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогом.
-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
Используемая литература:
Рабочая программа по организации деятельности во второй младшей группе детей раннего возраста на период 2020 -2021 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Составитель: Бойко Л. А.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» Вторая группа раннего возраста. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 1991.