Дарья Сергеева
Проект по адаптации детей раннего возраста в ДОУ с использованием песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : диагностико-развивающий
Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь-ноябрь)
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативная область, познавательная область
Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста в ДОУ с использованием песочной терапии» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта :
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Предполагаемый результат:
социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
План реализации проекта
1. Информационно-аналитический этап
Цель: сбор психодиагностической информации
Задачи: сбор информации о детях вновь поступивших в ДОУ, определения уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
Мероприятия:
Анкетный опрос родителей (Приложение №1)
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Приложение №2)
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А. С. Роньжина) (Приложение №3)
2. Практический этап
Цель: практическая реализация содержания проекта.
Задачи:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Мероприятия:
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А. С.
2. Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации»
3. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации. (Приложение №4-5)
Содержание второго этапа:
Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-15 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Тематическое планирование занятий
№
занятия Тема занятия Задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)
1. «Божья коровка» - Создание положительного эмоционального фона;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры. 1. Упражнение «Поймай божью коровку»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Дыхательное упражнение
4. Упражнение «Божья коровка»
5. Игра «Божья коровка и ветер»
6. Игра «Большой – маленький»
2. «Знакомство с феей песка» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- снижение излишней двигательной активности. 1. Песенка «Мы ногами топ-топ»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Дыхательное упражнение
4. Упражнение «Отпечатки»
3. «Листопад» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- создание атмосферы эмоциональной безопасности. 1. Игра «По ровненькой дорожке»
2. Игра «Дождик и солнышко»
3. Игра «Листопад»
4. Рисование (листопад)
4. «Мышка» - Повышение эмоционального тонуса;
- развитие чувства ритма, координации движений. 1. Игра «Раздувайся пузырь»
2. Песенка «Погремушка»
3. Игра «Найди клад»
4. Упражнение «Выложи дорожку для мышки»
5. «Котята» - Формирование положительной самооценки;
- развитие стремления сопереживать, помогать. 1. Игра «Отгадай, чей голос»
2. Игра «Кошка и собака»
3. Игра - растяжка «Бабочка»
4. Игра «Кошка и котята»
6. «Волшебный песок» -Развитие мелкой моторики;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения. 1. Упражнение на релаксацию
2. Дыхательное упражнение
3. Потешка
4. Игра «Пирожки для Мишки и для мышки»
7. «Зайка» - Развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 1. Пальчиковая гимнастика
2. Потешка
3. Игра «Лиса идет»
4. Игра «Найди морковку»
5. Песенка «Зайка серенький»
8. «Дождик» -Развитие чувства ритма;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности. 1. Песенка «Дождик»
2. Пальчиковая гимнастика «Чевячки»
3. Дыхательное упражнение
4. Игра «Дождик»
9. «Мыльные пузыри» - снятие эмоционального напряжения;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности. 1. Песенка «Ладушки – ладошки»
2. Игра «Пузырь»
3. Упражнение «Изобрази пузырь»
4. Игра в паре «Удержи пузырь»
10. «Колобок в песке» - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 1. Инсценировка сказки «Приключения колобка»
2. пальчиковая гимнастика;
3. Игра «Большой, средний, маленький»;
4. Игра «Наощупь»;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Рисование (раскрась дорожку для колобка)
11. «Мишка» - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. 1. Хоровод
2. Пальчиковая игра
3. Потешка
4. Рисование
3. Контрольно-оценочный этап
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.
Мероприятия:
Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А. С. Роньжина).
Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.
Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ) (Приложение №6)
Ожидаемый результат: в результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Литература
1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М. : Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба).
2. Люшова Е. К., Монина Т. Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб. : Речь. —2001.
3. Громова О. Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М. :ГНОМиД. —2001.
4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Игра с песком практикум по песочной терапии. – СПб. :Речь,2016.-256с.