Тилова Людмила
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по адаптации детей раннего возраста
к условиям дошкольного учреждения
«Мои первые шаги»
воспитатели группы раннего развития
Пшикова Екатерина Владимировна
Тилова Людмила Мухажировна
Проект
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»
Участники проекта :
Воспитатели группы раннего развития;
Музыкальный руководитель;
Медицинский работник;
Родители детей группы раннего развития.
Сроки реализации: сентябрь – декабрь 2019г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, решаемые проектом :
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно.
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в дошкольное учреждение у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта - помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Принципы работы по адаптации детей к дошкольному учреждению :
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
2. Постепенное заполнение группы.
3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
4. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений.
5. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к дошкольному учреждению;
4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
5. Беседы.
6. Родительские собрания.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к дошкольному учреждению;
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к дошкольному учреждению.
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Перспективный план мероприятий проекта
№№ период содержание ответственные
1. Сентябрь Заключение договора с родителями директор
2. Экскурсия родителей по МКДОУ ЦРРДС «Звездный», знакомство родителей с группой и воспитателями методист
3. Организационное родительское собрание директор
4. Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение» воспитатели
5. Анкета для родителей (социальная); воспитатели
6. Индивидуальный журнал ребенка воспитатели
7. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения» воспитатели
8. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в дошкольном учреждении» воспитатели
9. Занятие «Божья коровка» :
1. Приветствие Божьей коровки
2. Игра «Поймай жучка»
3. Потешка «Божья коровка»
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер»
6. Игра «Божья коровка и воробей» воспитатели
10. Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) воспитатели
11. Игровая деятельность: «Ласковое имя», «Сороконожка» воспитатели
12. Октябрь Консультация «Растим малыша здоровым» медицинский работник
13. Мини-лекция «Детская истерика» воспитатели
14. Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» воспитатели
15. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» воспитатели
16. Занятие «Листопад»
1. Приветствие
2. Игра «Топ-топ»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Листопад, листопад»
5. Потешка «по ровненькой дорожке» воспитатели
17. Занятие «Мячики»
1. Приветствие
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»
3. Игра «Прятки с мячом»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
5. Игра «Наш мячик»
6. Релаксация «Мячики отдыхают» воспитатели
18. Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели
19. Ноябрь Консультация «Где моя большая ложка?» медицинский работник
20. Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи) воспитатели
21. Тестопластика по подгруппам «Подсолнух» воспитатели
22. Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша» воспитатели
23. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе» воспитатели
24. Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие
2. Игра «Поймай пузырь»
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Игра «Полетаем на пузыре» воспитатели
25. Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие.
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это - папа – мышь…» воспитатели
26. Декабрь Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет» воспитатели
27. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга» воспитатели
28. Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик» воспитатели
29. Занятие «Зайка»
1. Приветствие
2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» воспитатели
30. Занятие «Новый год»
1. Приветствие Деда Мороза
2. Рифмовка «В нашей группе»
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» воспитатели
31. Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!» воспитатели
32. Диагностика адаптации детей к дошкольному учреждению воспитатели
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с МКДОУ ЦРРДС «Звездный».
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между МКДОУ ЦРРДС «Звездный» и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в МКДОУ ЦРРДС «Звездный».
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. :
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011.