Ирина Емельянова
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В детский сад хожу без слез» направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться
к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта :
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в
период адаптации к детскому саду;
-развитие навыков взаимодействия друг с другом;
-развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Вид проекта : исследовательский-творческий.
Срок реализации проекта : 3 месяца
Участники проекта :
-дети раннего возраста
-родители
-воспитатели
Гипотеза:
Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Этапы:
1 - подготовительный
Создание условий для реализации проекта,
постановка проблемы, выдвижение путей решения проблемы,
гипотезы, цели, задачи.
2 - основной
- реализация основных видов деятельности по направлениям
проекта.
3 - итоговый анализ проведённой работы
обработка практических и прогнозирующих результатов с
полученными
подведение итогов адаптации в виде презентации и отчёта.
Формы работы с родителями
1 Консультирование — повышение психолого -педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития
детей раннего возраста в период адаптации.
2. Выпуск памяток. Информационных листов об особенностях данного возраста.
3. Беседы по адаптации детей раннего возраста.
4. Подбор специальной литературы по вопросу адаптации.
Факторы, влияющие на адаптацию.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому,
чтобы уберечь ребёнка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.
Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет.
В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет своё стрессовое влияние.
Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности,
осложнения при родах и заболевания малыша в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни. Частые заболевания ребёнка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают
влияния на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное
значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают
организацию ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования. Это приводит к тому, что ребёнок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые
соответствуют возрасту.
Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Меры облегчающие адаптацию для родителей.
-необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение;
-познакомиться с группой заранее с сотрудниками.
-если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя;
-для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок
пойдет их покупать вместе с вами.
- позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии;
-накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
-рекомендуется укороченный день;
- ваше вежливое приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположить к общению с ними.
Меры, облегчающие адаптацию для воспитателей
-воспитатели просят разрешения побывать у ребенка дома, знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребёнком, узнают следующую информацию:
*какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания,
пользования туалетом и т. п. ;
*как называют ребенка дома;
*чем больше всего любит заниматься ребенок;
-на период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.
-в группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, а также мягкие ковры на полу,теплая вода в кране,уютные игровые уголки, тихое звучание музыки.
-необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со сверстниками.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие,облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Основные направления проекта :
Октябрь
1. День дружбы
* Игра «Дружные пальчики»
2. День мыльных пузырей
* «Поймай и лопни»
* «У кого больше пузырей»
3. День радостных встреч
* Встреча детей с музыкальным руководителем
* Вручение шариков
4. День забав с мячом
* Мяч с горки
* Догони мяч
* Попади в яблочко
5. День здоровья
* Дорожка препятствий
* Игры с мешочками, ленточками
6. День встречи с Петушком
* Игра «Найди игрушку»
* «Заборчик для петушка» /рисование и лепка/
7. День песен и музыки
* Слушание весёлых и грустных песен
* Исполнение знакомых песен
Ноябрь
1. День хороших манер
* «Научи Хрюшу аккуратно кушать, мыть руки и т. д.»
2. День весёлых Матрёшек
* «Каравай» с Матрёшкой
* Сделаем Матрёшке бусы
3. День волшебной воды
* Игры с водой и плавающими игрушками
* Слушание потешек, песенок: «Дожди кап-кап»
«Подводное царство»
4. День песочных пирамид
* Игры с песком
* Куличики
5. День солнышка
* Игры с солнечными зайчиками
* Игра «Солнышко и дождик»
* «Светит солнышко в окошко» /аппликация, рисование/
6. Снежный день
* Игра в снежки
* Наблюдение за хлопьями снега
* Рисование, вырезание снежинок
Декабрь
1. День сказки
* Чтение сказок
* Игры со сказочными персонажами
2. День рыбалки
* Игры с рыбками
* П / и «Карась и щука»
* Рассматривание картинок с разными видами рыб
3. День ёлочки
* Экскурсия к ёлочке на участке детского сада
* Песни, стихи про ёлочку
* Хоровод «Ёлочка»
* Игра «Такие разные ёлочки»
4. День цветов
* Выставка цветов
* Рисование цветов
5. День пальчиков
* Пальчиковые игры
6. День волшебного сундучка
* Игры с предметами из сундучка