Виктория Каракчеева
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87
___К. Е. Некрасова
«___» __ ___2019 г.
ПРОЕКТ
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Публикация «Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ „Мои первые шаги“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Авторы проекта :
Ложкина В. С., педагог-психолог
Каракчеева В. Г., воспитатель
Возраст детей : 2-3 года
Продолжительность: 01.09.2019 г. – 31.05.2020 г.
г. Калининград
2019 г.
Пояснительная записка
"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В. М. Бехтерев
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Проект "Мои первые шаги" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
• Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
• Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
• Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Тип проекта : тематический, познавательный, творческий.
Срок проекта : долгосрочный
По составу участников: групповой.
Участники проекта : дети младшей группы «Озорные бабочки», воспитатели, педагог-психолог и родители воспитанников.
По времени проведения: долгосрочный (01.09.2019 – 31.05.2020)
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются :
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.
Формы работы:
- Беседы
- Занятия
- Выставки детских работ
- Творческая речевая деятельность
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется вовремя:
• чтения педагогом рассказов
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений, воспитателем;
• обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (подвижные, малоподвижные и др.);
• организовать вечера с родителями, для родителей;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр, создание развивающей среды;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Добро пожаловать!»;«Памятка для родителей» по разделам: «Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша»;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
• Видео фильм о проделанной работе.
Предполагаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Тематическое планирование
Дата Тема Содержание
Сентябрь «Божья коровка» • В гости приходит Божья коровка
• Потешка «Божья коровка»
• Игра «Поймай жучка»
• Игра «Божья коровка и ветер»
• Рисование жучка
• Выставка детских рисунков
Октябрь «Листопад» • Игра «Топ-топ»
• Игра «Дождик и солнышко»
• Стихотворение «Листопад»
• Потешка «По ровненькой
дорожке»
• Рисование осенних листиков
• Выставка детских рисунков
Ноябрь «Мячики»
• Стихотворение «Мой веселый,
звонкий мяч»
• Игра «Прятки с мячом»
• Потешка «Друг веселый, мячик
мой»
• Игра «Наш мячик»
• Рисование мячиков
• Выставка детских рисунков
Декабрь «Новый год»
• В гости приходит Дед Мороз
• Игра «В нашей группе»
• Стихотворение «Ель»
• Игра «Заморозь»
• Потешка «Пальчики у нас попляшут»
• Рисование новогодних елочек
• Выставка детских рисунков
Январь «Зайка»
• Стихотворение «Мы слепили
снежный ком»
• Потешка «Зайка серенький сидит»
• Игра «Лиса и заяц»
• Игра «Найди морковку»
• Рисование зайчиков
• Выставка детских рисунков
Февраль «Веселый петрушка»
• В гости приходит Веселый петрушка
• Игра «Паровоз»
• Игра «Где же, где же наши ручки?»
• Игра «Карусели»
• Рисование петрушки
• Выставка детских рисунков
Март «Мыльные пузыри»
• Игра «Поймай пузырь»
• Потешка «Ладушки-ладошки»
• Игра «Надувайся пузырь»
• Игра «Полетаем на пузыре»
• Рисование мыльных пузырей
• Выставка детских рисунков
Апрель «Мишка»
• В гости приходит мишка
• Стихотворение «Как под горкой снег, снег…»
• Игра «У медведя во бору…»
• Потешка «Мишка косолапый»
• Рисование банки с вареньем
• Выставка детских рисунков
Май «Непослушные мышата»
• В гости приходит мышка
• Игра «Наоборот»
• Игра «Мышки и часы»
• Потешка «Скачут мышки, шалунишки…»
• Рисование мышек
• Выставка детских рисунков
Заключительное мероприятие Выпуск газеты Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.
Видео фильм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Список литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2008
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
4. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
5. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012.