Александра Гречихина
Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации к условиям детского сада детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация -способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация-это вхождение ребёнка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение,
способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
Различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду :
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации к условиям детского сада детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
легкую, среднюю и тяжёлую.
• При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели.
Острых заболеваний не возникает.
• Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней,в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым.
• Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.
• Следует отметить, что дошкольными педагогами и психологами разработан целый комплекс мероприятий,способствующих адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ.
• Это рекомендации по индивидуальному подходу на основе тщательно разработанных анкет и вопросников для родителей.
•Тем не менее разработанные общие подходы к ребёнку оказывались малоэффективными, дети продолжали страдать от разлуки с близкими.
•Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем или быть сколько угодно долгой.
•Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Основные факторы поведенческой адаптации :
Эмоциональное состояние; Коммуникабельность ;
Послеполуденный сон; Аппетит.
Эмоциональное состояние
Лёгкая адаптация :
-Весел, жизнерадостен, подвижен, активен;
-Улыбается, настроение хорошее, спокоен;
Средняя адаптация
-Иногда задумчив, замкнут.
- Плачет за кампанию
Тяжелая адаптация
Сильный плач, долго не успокаивается.
2. Социальные контакты ребёнка
Легкая адаптация :
Много друзей, охотно
играет с детьми.
Средняя адаптация :
Безразличен к играм, отстранён,
невесел, с детьми замкнут.
Тяжелая адаптация :
Проявляет тревогу, бросает
начатую игру;
Не дружелюбен, агрессивен,
мешает детям играть.
3. Сон ребёнка
Легкая адаптация :
Сон спокойный,глубокий, засыпает быстро;
Средняя адаптация :
Сон беспокойный; Засыпает не скоро, спит спокойно, не долго;
Засыпает с хныканьем, тревожен во сне;
Тяжелая адаптация :
Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне;
Отсутствие сна, плач;
4. Аппетит ребёнка
Легкая адаптация :
Очень хороший аппетит, съедает
всё с удовольствием;
Нормальный аппетит,
ест до насыщения;
Аппетит выборочный,
но насыщенный;
Средняя адаптация
Отвергает некоторые блюда,
капризничает;
Ест долго, неохотно,
приходится
следить, чтобы ел;
Тяжелая адаптация
Отвращение к еде,
Отказ от еды.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию
Которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как :
капризы, страхи,отказ от еды,частичные болезни, и т. д.
Рекомендации для родителей
1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы
детского сада, в которую будет ходить ребёнок.
2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша
новые для него блюда.
3. Обучайте ребё нка дома всем необходимым навыкам самообслуживания:
умываться,вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать,
Пользуясь во время еды ложкой, проситься в туалет.
Одежда обязательно должна быть удобна для ребёнка данного возраста
оптимальный вариант (брючки или шорты без застёжек и лямок, ботинки
на липучках).
При расставании постарайтесь быть спокойными и уверенными сами.
В противном случае ребёнок может уловить Ваше беспокойство и будет
расстраиваться и плакать ещё больше. И если уж Вы решили отдать ребёнка
в сад, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте
ребёнку манипулировать Вами и вынуждать Вас из-за слёз и капризов
забирать его домой.
Ваше спокойствие, доброжелательное отношение
поможет ребёнку обрести спокойствие!
Рекомендуем родителям дать ребёнку возможность после детского
сада побегать,попрыгать, поиграть в подвижные игры.
А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например,
совместное чаепитие, во время которого Вы можете похвалить ребёнка за
проведённый день в саду при всех участниках этого маленького праздника.
Скорее всего,подобная доброжелательная обстановка поможет
ребёнку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не
переживать во время прощания с Вами.
Вывод:
В результате проделанной работы у большинства детей адаптация была лёгкая. У двадцати детей адаптация средняя. У пяти детей была тяжёлая адаптация. Взаимодействие с родителями основано на взаимопонимании, уважении и доверии. Сейчас все дети с удовольствием идут в нашу группу.