Юлия Шишкина
План по самообразованию «Изучение и применение новых образовательных технологий по лепке в изодеятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
№ 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»
План по самообразованию воспитателя на тему :
"Изучение и применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста" – «Пластилиновый сюрприз».
Воспитатель подготовительной к школе группы №2 «Мишутка»
Шишкина Юлия Павловна
Актуальность и новизна проекта
Темочки:
- ИЗО. Планирование
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Планирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педагогические технологии в ДОУ
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Пластилин – это универсальный материал для лепки. Он легко разминается и держит форму, поддается тонкой обработке и не требует длительной подготовки к работе, а его использование дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки. Лепку из пластилина для детских садов можно считать важным компонентом дошкольного образования. Она оказывает эффективное влияние на развитие малышей в удобной и легкой для них игровой форме, обеспечивая эмоциональную вовлеченность детей в продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.
В данном проекте предлагается годовой курс из 36 дополнительных индивидуальных занятий с детьми по лепке из пластилина, выстроенных по принципу от простого к сложному. В ходе занятий педагог не только учит создавать поделки, но и обыгрывать их.
Постановка проблемы
Для успешного формирования предпосылок школьной учебной деятельности необходим качественный образовательный процесс в детском саду. Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в развитии мелкой моторики рук детей, их внимательности, усидчивости.
Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Так же она формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Очень часто психологи говорят о лепке как об одном из направлений арттерапии, так как она снимает тревогу и напряжение, дает возможность проявить себя.
Работа с пластической массой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов, дает обучающий и развивающий эффект.
Цель проекта
Формирование творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии детей через овладение способами лепки из пластилина.
Задачи проекта
- закреплять навыки детей лепки из пластилина добиваясь максимальной для них аккуратности и самостоятельности;
- формировать сенсорные эталоны по цвету, форме и величине;
- способствовать развитию пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, формированию умений концентрировать внимание и следовать инструкциям педагога;
- учить обыгрывать вылепленные поделки
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца;
- вовлекать родителей в образовательный процесс в детском саду.
Методы работы
1. Информационно – рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя; показ воспитателя.
2. Словесный метод: беседа; рассказ, использование образцов педагога; художественное слово.
3. Репродуктивный метод: метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; выполнение формообразующих движений рукой.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.
Формы организации совместной продуктивной деятельности
1. Фронтальные - одновременная работа педагога со всеми детьми группы - эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.
2. Организация малых групп - работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей.
3. Индивидуальная работа с одним ребенком.
Принципы реализации проекта
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных и возрастных особенностей детей;
• принцип комфортности;
• принцип постепенности;
• принцип системности;
• принцип сотрудничества.
Ожидаемые результаты проекта
Воспитанники закрепят приемы конструктивной предметной лепки из пластилина и умения применять их в практической деятельности – самостоятельном творчестве, доступном возрасту. Родители информированы о пользе лепки, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, принимают участие в создании совместных детско-родительских композициях.
Организация деятельности педагога, детей и родителей на 2021 – 2022 учебный год.
Месяц Мероприятия с детьми Цели мероприятий с детьми Наглядные пособия и материалы Мероприятия с родителями
Сентябрь «Крошки для цыплят» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями Иллюстрации и фигурки домашних птиц, тарелочки из картона Презентация проекта на родительском собрании в онлайн режиме.
«Травка для коровушки» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями
Иллюстрация «Коровы на лугу», фигурки коров
«Дождик идет» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрация «Дождливая погода», листы картона с изображением тучи на каждого ребенка
«Яблочки» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями
Муляжи яблок на тарелке, картонные тарелочки
Октябрь «Пирожки для мишки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина и лепить округлые комочки, передавая образ пирожков Фигурка медведя, книжные иллюстрации из сказок с медведем, картонные тарелочки Папка-передвижка «Значение лепки для детей 3-4 лет»»
«Заборчик для домика» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, выкладывать его на основу Иллюстрация или макет «Петушок в домике», листы картона с изобра-женим домика на каждого ребенка
«Угостим мышку горошком» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями Фигурка мышки, книжные иллюстрации мышки, сухой горох в банке
«Пуговицы» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, закреплять на основе надавливанием, дополнять образ пуговицы палочкой
Иллюстрации одежды с пуговицами, пуговицы разных размеров, листы картона с изображением пальто на каждого ребенка
Ноябрь «Сыр для мышки» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар между ладонями, дополнять образ сыра палочкой
Иллюстрация «Сыр снаружи и внутри», фигурка мышки
«Морковка для зайчика» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, дополнять образ моркови зеленым цветом Фигурка зайчика, иллюстрация «Грядка с морковью», муляжи моркови
«Бусы» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, соединять шарики вместе и выкла-дывать на основу, передавая образ бус Бусы разной длины и цвета, листы картона с изображением портрета женщины
«Блюдечко» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар между ладонями, оттягивать края блюдечка вверх Иллюстрация «Кошка лакает молоко», фигурка кота, блюдце
Декабрь «Ватрушки для лисички» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар между ладонями, дополнять образ ватрушки белым цветом Иллюстрация «Бабушка печет ватрушки», книжные иллюстрации из сказок с лисой, фигурка лисы Организация выставки совместного творчества детей и родителей «Новогодняя сказка»
«Нарядим елочку» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрации «Елка в лесу», «Новогодняя елочка», листы картона с изображением елочки на каждого ребенка
«Снеговик» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, соединять детали поделки прижи-манием, дополнять образ снеговика другими цветами Иллюстрация «Снеговик»
«Новогодний подарок» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием
Иллюстрация «Наряженная елочка», шары для елки, кар-тонная заготовка для каждого ребенка
Январь «Ягоды для птичек» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе
Иллюстрации «Птицы зимой», «Зимняя рябина», листы картона с изображением ветки рябины для каждого ребенка Консультация «Лепка из соленого теста»
«Миска для собачки» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар между ладонями, оттягивать края мисочки вверх Иллюстрация «Собака ест», миска с высокими краями, фигурка собаки
«Бублики для братика» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, соединять концы колбаски, формируя образ бублика Иллюстрации «Хлеб», «Бублики в магазине», фигурка мальчика
«Снежок» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрации «Зима», «Снег идет», листы картона с зимним пейзажем на каждого ребенка
Февраль «Мостик» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, выкладывать его на основу Иллюстрация «Мост через реку», листы картона с изображением ручья на каждого ребенка Презентация слайд-шоу «С утра до вечера», посвященная деятельности группы
«Витаминки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрации фруктов и овощей, баночки из под витаминов, листы кар-тона с контуром баночки
«Сосульки» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, выкладывать его на основу Иллюстрация «Сосульки», листы картона с изображением крыши домов на каждого ребенка
«Блины» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать шар ладонями и пальцами Иллюстрации «Масленица», «Блины», картонные тарелочки
Март «Светофор» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар и закреплять его на основе Иллюстрация «Светофор», макет светофора, картонные основы с изображением светофоров Оформление фотовыставки «Как я провожу время дома»
«Подарок для мамы» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар между ладонями, украшать поделку бусинами Иллюстрации «Кулон», «Мама», бусины, картонные основы
«Змейка» Учить раскатывать пластилин прямыми движениями, дополнять образ змеи палочкой и другим цветом Иллюстрации из мультфильмов со змеями, игрушечная змейка
«Конфеты» Учить раскатывать пластилин прямыми движениями, скатывать колбаску в виде улитки Иллюстрации «Конфетки-леденцы», зубочистки
Апрель «Украсим вазу» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрация «Ваза», маленькие вазочки, листы картона с изображением вазы на каждого ребенка Мастер-класс «Лепка из полимерной глины»
«Пасха» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, формируя овоид Иллюстрации «Пасха», «Пасхальный натюрморт», картонные тарелочки
«Лучики солнышка» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, выкладывать его на основу
Иллюстрации из книг «Солнышко», листы картона с изображением солнца без лучиков
«Почки на веточках» Учить раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями, выкладывать его на основу, дополнять образ веточки зеленым цветом Иллюстрации «Весна», ветки с почками
Май «Грибок» Учить раскатывать пластилин в разных направлениях, сплющивать шар, соединять детали поделки прижиманием Иллюстрации «Грибы», макеты грибов Организация выставки совместного творчества детей и родителей «Волшебный мир пластилина»
«Пирамидка» Учить раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шар и скреплять детали прижиманием Пирамидки разных размеров
«Весенняя травка» Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их прямыми движе-ниями, выкладывать его на основу Иллюстрации «Весна», «Травка», картонные основы с лужайками
«Цветочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать их круговыми движениями, закреплять их на основе надавливанием Иллюстрации «Весна», «Цветы», картонные основы с лужайками
Список литературы
1. Бортник А. Ф., Федорова О. В. Лепка как средство развития творческих способностей детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 49–50. – URL : https://e-koncept.ru/2017/770148.htm.
2. Волшебный пластилин. - М. : Ранок, 2013. - 202 c.
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М., Издательство «Скрипторий», 2003г.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.