Ирина Васина
Познавательно-исследовательский кратковременный проект «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Песочные фантазии»
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Участники проекта : Педагоги, дети, родители старшей группы
Кратковременный, 2 недели
Цель: Развитие познавательного интереса к неживой природе.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о неживой природе и ее свойствах
2. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Публикация «Познавательно-исследовательский кратковременный проект „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
3. Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т. д., об использовании человеком песка (строительство, песочные часы и т. д.).
4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Стратегия и механизмы реализации:
Для детей:
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок», «Животные и песок».
2. Презентация «Что мы знаем о песке»
2. Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду».
3. Игровая ситуация «Норки для мышек».
4. Практическая деятельность:
- опыты с песком;
- игры-эксперименты:
• «Песчаный конус»
• «Песчаные бури»
• «Свойства мокрого песка»
• «Волшебный материал»
• «Где вода?»
• «Ветер»
• «Песочные часы»
• «Замок из песка»
5. Конспект занятия: «Занятие по экспериментированию с песком»
Для родителей:
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».
2. Памятка по развитию любознательности.
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком».
4. Картотека «Игры с песком».
Ожидаемые результаты:
У детей повысится познавательный интерес в исследовательско-экспериментальной деятельности
Трансляция проекта
1. Информационный лист для родителей.
3. Презентация проекта на педсовете.
4. Аппликация из песка
Основания для разработки проекта
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2005г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2007г.
3. Мартынова Е. И., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011г.