Ирина Волкова
Конспект мастерской для педагогов «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Волкова Ирина Григорьевна
Цель: Знакомство педагогов с песочной терапией. Снижение психофизического напряжения.
Место проведения: сенсорная комната
Оборудование: музыка для релаксации, песочные столы.
Ход:
1. Этап. Организационный.
Ведущий: Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Публикация «Конспект мастерской для педагогов „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Выполнение релаксационных упражнений с песком очень нравится взрослым, т. к. в них есть элемент игры. Они, как дети, быстро и непринужденно расслабляются.
В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Такая системная работа позволяет взрослому организму сбросить излишки напряжения и восстановить равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Особенности выполнения релаксационных упражнений:
- время выполнения упражнений не более 15-20 минут
- сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил
- основной задачей выполнения упражнений является игра с песком с восстановительными техниками, для дальнейшего самостоятельного применения
- завершение релаксации только на позитиве
2. этап. Практический
Ведущий: Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (ответы педагогов).
Ведущий: Наверняка многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз. Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, рисуете на нем, стоите волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Ведущий: Мне хотелось, что бы вы сейчас в этой комнате отдохнули и ощутили приятное тепло, удовольствие, покоя, комфорта от расслабленного тела. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их.
Ведущий: Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть (пауза).
Упражнение “Лентяи”
Ведущий: Сегодня вы много трудились, как и вчера, и очень устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на нежном лазурном берегу. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги (приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
Упражнение “Игры с песком”
Ведущий: Возьмите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, постарайтесь удержать песок в руках (задержка дыхания). Высыпайте песок, постепенно раскрывая кисти и пальцы (повторить 2-3 раза). Пересыпаем песок, пропускаем через пальцы, трогаем руками, посыплем песок тонкой струйкой на ладони и слушаем, как он шумит
Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Играя с песком, мы выносим наружу наши переживания, радость, мы на ощупь воспринимаем, что все течет, все изменяется.
Ведущий предлагает педагогам проделать следующие упражнения:
• Перетираем песок между ладошками;
• Погружаем пальчики в песок и наблюдаем за получившимися отверстиями;
• Делаем горки, сгребая песок ладошками, в направлении друг к другу;
• Проводим в песке дорожку, делаем на дорожке кочки и ямки;
• Можно разрушить или создать, разделить или соединить. Неосознанно мы понимаем, что мир вокруг в наших руках
• Пальцы ходят по песку, прыгают, играют на пианино.
• Давайте сделаем отпечатки своих ладоней на песке с внешней и внутренней стороны
• Проскользните по поверхности песка, как змейки
• Нарисуйте на песке загадочные и замысловатые узоры;
• Проведите по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой руки, потом левой руки: (сначала только указательным, потом средним, затем – безымянным, большим и наконец, мизинчиком, а затем пальцами обеих рук сразу в той же последовательности.
Упражнение «Разноцветные круги»
Опусти в «песок» правую руку и «нарисуйте» большие маленькие круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделай и левой рукой" (3-4 раза).
Упражнение «Солнышко»
«А теперь опусти в «песок» обе руки и обеими «нарисуйте» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно)" 3-4 раза.
Упражнение «Радуга»
«В «песке» у вас обе руки и вы постараетесь «нарисовать радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением. Рисуем волнистые линии - это поля, которые видны с высоты птичьего полета. Нарисуем летящих птиц в небе.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. И можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, цветочные поляны, пейзажи и портреты…
3 этап. Заключительный
Ведущий: Наше занятие я хочу закончить притчей.
Притча о взгляде на мир
У дороги росло небольшое кривое дерево. Однажды ночью мимо пробегал воришка. Он издали увидел какой-то силуэт и со страху подумал, что у дороги стоит полицейский, поэтому испуганно убежал. Одним вечером мимо проходил влюблённый молодой человек. Он издалека увидел стройный силуэт и решил, что его уже заждалась любимая. Он обрадовался и пошёл быстрее. Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что у дороги выглядывает привидение и громко расплакался. Но. дерево всегда было только деревом. Мир вокруг нас — это всего лишь отражение нас самих.
Используемая литература
1. https://afinacentr.ru
2. https://baragozik.ru