Анжелика Санатарева
Проект «Пешеходы-малыши» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме –обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.
Публикация «Проект „Пешеходы-малыши“ для детей младшей группы» размещена в разделах
Проблема: Незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице, в транспорте и на дороге. Родители недостаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения». Нет знаний у детей о смене сигналов светофора, их смысле.
Вид проекта : познавательно - игровой.
Продолжительность: долгосрочный (август 2021г. - май 2022г.)
Участники: воспитанники, родители, музыкальный руководитель.
Цель: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, световых сигналах светофора, обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта у детей младшего дошкольного возраста. Формирование навыков безопасного дорожного движения в темное время суток и в зимнее время по средствам использования светоотражающих элементов одежды.
Задачи:
формировать у детей младшего дошкольного возраста знания по правилам дорожного движения и практические навыки поведения на дороге;
расширять представления детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения»;
учить различать и называть транспортные средства;
учить различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора;
познакомить детей с правилами перехода проезжей части;
познакомить воспитанников с понятием «светоотражатель», «фликер»; обогащать словарный запас;
формировать и закреплять навыки пространственной ориентировки (вперёд, назад, влево, вправо);
Формировать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице;
воспитывать уважение к водителям и другим пешеходам;
организовать сотрудничество с семьями воспитанников;
развивать и пополнять словарь: светофор, (зеленый, красный, желтый цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход (зебра, перекрёсток;
создавать оборудование для организации сюжетно-ролевых игр, дидактических, настольных игр;
обеспечивать свободное использование игрушек, предметов-заместителей.
В ходе реализации проекта используются разные методы и средства обучения:
• словесные - рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен;
• наглядные - рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по изо- творчеству; экскурсии (виртуальные, просмотр мультфильмов;
• практические — моделирование дорожной ситуации (фланелеграф, стенд по БДД, изготовление наглядной агитации для родителей, макетов ; проведение игр: познавательных, сюжетно-ролевых, спортивных ; выставки и мн. др.
• информационные - использование презентаций, компьютерных игр.
• умственному развитию (получение и закрепление воспитанниками знаний правил дорожного движения, умений логически мыслить, анализировать, обобщать, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, отвечать на вопросы);
• нравственному развитию (формирование культуры поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепление навыков соблюдения правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
• патриотическому воспитанию через привитие любви к родному городу, традициям;
• эстетическому воспитанию (участие воспитанников в конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др. ; работа на занятиях с красочным наглядным и дидактическим материалом);
• физическому воспитанию (проведение подвижных игр, квест-игр, физкультминуток и различных двигательных заданий по темам)
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице;
заинтересованность детей темой;
дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе;
обогащение и расширение знаний воспитанников о правилах дорожного движения;
активное участие родителей в совместной работе с ДОУ по формированию безопасного поведения на дороге;
использование светоотражателей в элементах одежды детей в любое время года, ношение светоотражающих фликеров;
у детей сформированы начальные представления о различных видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице;
дети должны знать назначение светофора и каждого его цвета; какой транспорт передвигается по дороге; составные части машины;
родители будут внимательнее относится к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Этапы реализации проекта «Пешеходы-малыши»
№ Этап Срок реализации Цель
1 Подготовительный
август
2021 г • изучение методической литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;
• разработка плана мероприятий по реализации проекта;
• разработка критериев оценки умений и навыков детей по освоению ПДД (мониторинга);
• подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с ПДД;
• подбор демонстративного и дидактического материала и пособий для организации сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр;
• изготовление атрибутов и пособий для проведения непосредственно- образовательной деятельности;
• создание презентаций по теме проекта;
• вовлечение родителей в реализацию проекта.
2 Основной сентябрь 2021 г-апрель
2022 г. • проведение первичного и итогового мониторинга уровня развития умений и навыков детей по освоению ПДД;
• проведение основных мероприятий по реализации проекта.
3 Заключительный
май
2022 г. • анализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
• обобщение опыта на итоговом педагогическом совете с результатами реализации проекта;
• распространение опыта работы по реализации проекта (участие в муниципальном конкурсе «Светофорчик»)
Перспективно - тематический план работы по проекту «Пешеходы-малыши»
Месяц/
Тема Содержание работы
сентябрь
ГОРОД
РАБОТА С ДЕТЬМИ МОНИТОРИНГ
Беседа «Мой домашний адрес»
Презентации
«Мой город»
«Достопримечательности города»
Просмотр мультфильма
«Азбука безопасности на дорогах» (1 серия «История ПДД»,
2 серия «В городе»)
Чтение художественной литературы
С. Маршак «Светофор»
С. Михалков «Светофор»
Дидактические игры
«Угадай транспорт»
«Назови и покажи»
«Четвертый лишний»
«Собери машину по частям»
«Подбери колеса»
Подвижные игры
«Поезд»
«Воробушки и автомобиль»
«Найди гараж для автомобиля»
Сюжетно-ролевые игры
«Путешествие на автобусе»
«Невнимательный пешеход»
«Шоферы»
Игры со строительным материалом
«Городок для любимых игрушек»
НОД
«В волшебном городе»
Развлечение
«Путешествие на автобусе»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация
"Родителям о дорожной безопасности"
Памятка для родителей
«Обучение детей наблюдательности на улице»
Фотоконкурс «Мой город»
октябрь
УЛИЦА РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа «Наша улица»
«О правилах дорожного движения»
Презентация «Как вести себя на улице»
Просмотр мультфильма
«Смешарики: Азбука безопасности»
Чтение художественной литературы
С. Михалков «Три чудесных цвета»
«Моя улица»
Дидактические игры
«Угадай транспорт»
«Узкая и широкая дорога»
Подвижные игры
«Машины едут, пешеходы стоят»
Сюжетно-ролевые игры
«Поездка домой»
Игры со строительным материалом
«Соберем машину»
Игры-ситуации
«Напомним Степашке, как вести себя на улице»
Разбор ситуаций
«Что надо знать, если находишься на улице один»
НОД
«Ваня и Маша на улице»
«Знакомство с улицей»
Развлечение «Маршрут для Маши»
Участие в конкурсе «Лучший центр по безопасности дорожного движения»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация «Что нужно знать родителям о правилах дорожного движения»
ноябрь
МОЙ ДВОР РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа «Где можно играть»
Буклет «Где следует играть детям»
Презентация для просмотра с родителями «Опасные ситуации во дворе»
Просмотр мультфильма
«Дорожное королевство»
Чтение художественной литературы совместно с родителями
В. Клименко «Происшествия с игрушками»
В. Клименко «Зайка - велосипедист»
Дидактические игры
«Чья это тень»
«Где чей транспорт»
«Пазлы»
Фотоконкурс «Детская площадка из лего-конструктора»
Знакомство с многофункциональным пособием по ПДД «Красный, желтый, зеленый»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Буклет
«Как стать заметнее на улице»
декабрь
ТРАНСПОРТ
РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
Составление рассказа по картине «Транспорт на улицах города»
Презентации
«Виды транспорта»
Просмотр мультфильма
«Дорожное королевство»
Чтение художественной литературы
Н. Носов «Автомобиль»
Шорыгина Т. А. «Я сегодня пешеход»,
Усачев А. «Путешествие на зеленый свет»
Дидактические игры
«Узнай по описанию»,
«Угадай транспорт»
Подвижные игры
«Цветные автомобили»
Сюжетно-ролевые игры
«Путешествие на автобусе»
Лего-конструирование
«Транспорт»
Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»
НОД «Транспорт»
НОД «Разные виды транспорта»
Спортивное развлечение «Автомобили»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей
«Безопасность при перевозке ребенка в автомобиле»
январь
СВЕТОФОР РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа
«Сигналы светофора»
Презентации «Для чего нужен светофор»
Просмотр мультфильма
«Азбука безопасности на дорогах»
Чтение художественной литературы
Прокофьев С. «Мой приятель — светофор»,
М. Пляцковский «Светофор»
Дидактические игры
«Светофор»,
«Включи сигнал»,
«Кто спешит на помощь»,
«Пешеходный светофор»
«Чья это тень»
«Где чей транспорт»
«Пазлы»
Подвижные игры
«Светофор»
Сюжетно-ролевые игры
«Юные пешеходы»
Игры со строительным материалом
«Дома вдоль дороги»
Разбор ситуаций
«Желтый сигнал светофора»
НОД «Регулирование дорожного движения светофором»
Экскурсия к проезжей части
НОД «Светофор»
«Волшебные огоньки»
Развлечение «Светофор – друг пешеходов»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация
«Дорожная азбука»
февраль
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ РАБОТА С ДЕТЬМИ Презентация для просмотра с родителями «Путешествие в страну Дорожных знаков»
Просмотр мультфильма
«Смешарики: Азбука безопасности»
Чтение художественной литературы совместно с родителями
С.
Михалков «Шагая осторожно»
Шалыгин А. «Ехал козлик осторожный»
Лего-конструирование
«А из нашего окна наша улица видна»
Разбор ситуации с родителями
«Как правильно перейти дорогу»
Занимаемся с родителями
Аппликация «Знаки на нашей улице»
Рисуем дома «Наш город»
НОД «Путешествие в страну дорожных знаков»
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Шоферы»
Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД
март
ПЕШЕХОДЫ РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа «Правила пешехода»
НОД «Азбука пешехода»
НОД «Я-пешеход»
Рассматривание сюжетных картинок о поведении на дорогах «Пешеходы-малыши»
Рассматривание дорожных знаков для пешеходов
Чтение
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
Рассматривание на компьютере картинок с правильным и неправильным поведением пешехода на дороге
Кукольный театр «Учим Незнайку правилам поведения на дороге»
Игровая деятельность «Мы-пешеходы»
Сюжетно-ролевая игра «Дорога» с применением правил для пешеходов
Дидактические игры
«Чья это тень»
«Где чей транспорт»
«Пазлы»
Подвижные игры
«Внимание, пешеход!»
«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
«Иду по дорожке»
«Собери картинку»
НОД
«На улицах города мы-пешеходы»
Развлечение «Маленькие пешеходы»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация «Воспитываем пешехода»
апрель
ПЕШЕХОДНЫЕ
ПЕРЕХОДЫ РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа
«Переходим дорогу»
Презентации «Безопасный пешеходный переход»
Просмотр мультфильма
«Дорожное королевство»
Чтение художественной литературы
Никитина Н. «Правила маленького пешехода»
Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
Дидактические игры
«Верно-неверно»
Подвижные игры
«Стоп»
Сюжетно-ролевые игры
«Путешествие по городу»
Лего-конструирование
«А у нас во дворе»
Разбор ситуаций
«Я перехожу проезжую часть»
НОД
«Правила движения»
НОД «Путешествие в страну правил дорожного движения»
НОД по рисованию «Пешеходный переход»
Развлечение
«Пешеходный переход»
Квест-игра «Путешествие по городу»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Рекомендации «Правила пешехода»
Буклет «Учимся переходить дорогу»
май
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ В МЕСТАХ ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
РАБОТА С ДЕТЬМИ МОНИТОРИНГ
Беседа
«Как вести себя в общественном транспорте»
Презентации
«Правила дорожного движения для пешеходов»
Просмотр мультфильма
«Азбука безопасности на дорогах»
Чтение художественной литературы
Серяков И. «Улица, где все спешат»,
«Машина, которую рисовать научили»,
«Ученый дружок»
Дидактические игры
«Сложи автомобиль»,
«Чего не хватает»
«Чья это тень»
«Где чей транспорт»
«Пазлы»
Подвижные игры
«Найди каждый свою остановку»
Сюжетно-ролевые игры
«Автобусная экскурсия»
Лего-конструирование
«Город»
НОД
«На автобусной остановке»
«Путешествие на автобусе»
Развлечение
«Поможем Колобку вернуться домой»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Памятка для родителей
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»
Беседа с родителями
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
В ходе реализации проекта проводился мониторинг уровня развития детей по ПДД (в начале реализации проекта - в сентябре 2021 г, итоговый мониторинг – в мае 2022 г).
Результаты мониторинга показывают, что
1) в процессе реализации проекта у детей развились наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве;
2) дети научились различать виды транспорта,
3) пользоваться терминологией;
4) понимать значение сигналов светофора и дорожных знаков;
5) научились соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте.
Таким образом, реализация проекта позволила детям :
• усвоить правила дорожного движения,
• применять их в повседневной жизни.
Список использованной литературы
1. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
2. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
3. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013 – 173с
4. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
6. Хабибулина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 64 с.
7. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
8. Т. Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
9. К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
10. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001 Е. И. Шаланова "Правила безопасности- Дорожного движения"
11. Коган М. С. " Правила дорожные знать каждому положено.