Харитонова Кристина Константиновна
Проект педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда.
«Сказка в гостях у «Казачат».
Вид: познавательно-творческий;
Участники: дети, воспитатели, родители;
Сроки: 4 недели;
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Проекты, проектная деятельность
- Психология. Работа психолога
- Сказки. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Актуальность:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Актуальность проекта :
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения психолого-логопедической деятельности в детском саду.
Л. С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем проекте является : тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
На основании цели проекта нами были поставлены задачи проекта :
Задачи проекта :
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений;
- развитие психоэмоционального здоровья воспитанников;
- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;
- закрепить у детей представления о здоровом образе жизни и здоровье;
- воспитывать интерес к театрализованной деятельности и соблюдению правил здорового образа жизни.
Хотелось бы отметить принципы взаимодействия это:
- системность;
- комплексность;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;
- адекватность требований и нагрузок;
- постепенность и системность;
- индивидуализация темпа работ.
Помимо общей задачи проекта, каждый из нас поставил свои задачи:
Задачи работы учителя-логопеда :
Формирование мотивации к занятиям на логопункте;
Развитие коммуникативной деятельности;
Активизация речевой деятельности;
Нормализация просодической стороны речи;
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, необходимых для постановки звуков;
Развитие речевого дыхания;
Развитие мелкой моторики;
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
Активизация отработанной лексики.
Задачи работы педагога-психолога :
Создание среды психологической поддержки детям;
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;
Совершенствование мелкой моторики;
Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
Развитие зрительно-моторной координации;
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
Расширять знания детей о здоровом образе жизни;
Снятие тревожности у детей при негативном настрое;
Повышение психологической культуры родителей и педагогов;
А так же хотелось бы отметить то единство, которое отмечается при совместном направлении работы.
Весь наш проект мы разделили на 3- блока:
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта :
- организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми:
- чтение разных сказок на тему здоровья «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» («Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Чудо-дерево»);
- рисование детьми героев сказок;
- разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- пересказ прочитанных сказок;
- самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения;
- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
- загадки о сказках, героях сказок;
- выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями:
- домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам);
- чтение сказок с детьми;
- придумывание сказок с детьми.
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
Перспективный план основного этапа.
Первая неделя:
- чтение сказки «Мойдодыр»;
- беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки»;
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- самостоятельное составление сказки;
- выполнение совместно с родителями творческих работ на тему «Нарисуем сказку». (домашнее задание);
- организация выставки рисунков «Нарисуем сказку».
Вторая неделя:
- прослушивание в аудиозаписи детям сказки «Айболит»;
- отгадай загадки, «Из какой я сказки?»;
- дидактическая игра «Найди отличия»;
- упражнение - имитация: «Изобрази героя сказки».
Третья неделя:
- пальчиковая гимнастика;
- настольный театр;
- дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»;
- дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам).
Четвертая неделя:
- рассказы присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
- развлечение «В гостях у сказки»;
- дидактическая игра «Чудо-дерево» здоровья (итоговое мероприятие).
III. Этап – Заключительный
- Презентация проекта.
ВЫВОДЫ:
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются читать детям.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.