Маслова Ольга Александровна
Проект по ПДД «Зелёный свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению
Основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка
проект «зелёный свет»
Целевая аудитория
Старшая группа «Родничок»
Автор-составитель:
Маслова Ольга Александровна
Воспитатель МКДОУ №9 г. Тосно,
Ленинградская область
1. Введение
2. Актуальность
3. Целевая аудитория
4. Роль и место мероприятия /занятия в системе работы педагогического работника
5. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия.
6. Форма проведения и обоснования ее выбора
7. Основная часть
Публикация «Проект по ПДД „Зелёный свет“» размещена в разделах
8. Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия занятия кадры методические материально - технические информационные и другое
9. Используемая литература
1. Введение
Автомобилизация- важная, полезная часть прогресса. Но этот прогресс имеет ряд негативных последствий, особенно для детей. Ребёнок с раннего детства становиться участником дорожного движения. Поэтому. Обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особенное значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров-детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Сегодня дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороги в детский сад, даже на его территории. Им приходиться следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика (светофоры, знаки и так далее, и маленьких дорогах.
Представленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаться с реальными опасностями.
Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалось способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают на встречу
Поэтому важно не только обучать детей навыкам безопасного поведения на дорогах, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
2. Актуальность
Важность обучения культуры безопасности жизнедеятельности с детства действительно актуальна, потому что бесценней чем жизнь нет ничего на земле. Но мы понимаем, что очень часто попадают дети в ситуации в которых они не могут правильно быть без вреда для своего здоровья поэтому наша задача сформировать поколение людей, личность безопасного типа, который в любой ситуации достойно без вреда для своего здоровья может выйти из этой ситуации, а также оказать помощь для выхода из час любому оказавшемуся рядом. Нашими главными методами стали непрерывность и системность и мы понимаем, что, именно используя пот эти два слова. Непрерывно и системно работая со всеми возрастами, мы можем ни йети к безопасному пространству, которое окружает каждого и может окружать всех нас. Непрерывность и системность нужно и важно использовать с детьми дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста готовы к тому, чтобы получать информацию о том, как сделать свое личное пространство безопасными переносят этот опыт в семьи что для нас является центральной точкой в общении с дошкольниками.
3. Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей и поведения)
Первоначальные знания и умения в области безопасного окружения мы начинаем с среднего и старшего дошкольного возраста. И ранний возраст пот ому что именно здесь могут формироваться первоначальные знания умения в области безопасности, и мы понимаем, что непрерывность и системность она предполагает работу поэтапно.
Дошкольный возраст, можно работать и с ранним и младшим дошкольным возрастом, но системно мы начинаем работать со старшего дошкольного возраста. Потому что в связи с тем, что сменилась ситуация в законе образования и начальная ступень образования сейчас это дошкольники. Поэтому мы и должны начинать закладывать основы безопасного поведения. На дорогах именно в дошкольном возрасте. Об этом говорит государственный стандарт дошкольного образования. В итоге мы придем к поколению безопасного типа.
4. Роль и место мероприятия /занятия в системе работы педагогического работника (связь с другими мероприятиями. Субъектами образовательного процесса и дисциплинами).
Компоненты безопасного образа жизни с дошкольниками по основам безопасного поведения на дорогах.
1. Познавательный компонент — это первоначальные знания в области безопасное поведение в жизнедеятельности.
2. Деятельный компонент — это наши занятия они практика ориентированы, ребенок получает определенные умения и навыки. В области безопасности
3. Эмоционально-ситуативный компонент — это когда ребенок осознает опасность и выбирает определенное правила поведения
4. Нравственно -ценностный компонент. Это отношение к час. Что дети не просто в ожидании что к нам придут и нас спасут мы должны активно реагировать и правильно вести себя в данной ситуации.
5. Это пронизывает все 5 областей социально-коммутативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
5. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия.
Цель проекта :
Предупреждение детского-транспортного травматизма; осознание детьми важности соблюдения правил дорожного движения
Задачи:
Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
Дать детям необходимые знания о правилах безопасности на дороге;
Выработать практические умения и навыки и безопасно поведения на дороге;
Закрепить умения детей ориентироваться в пространстве, применять знания правил поведения на у лица, в игровой деятельности;
Учить адекватно реагировать на не предвиденные ситуации на улице;
Развивать ответственность за свои действия и поступки.
Планируемые результаты мероприятия:
Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:
Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать её;
Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
Умение выбрать адекватную модель поведения в различных ситуациях;
Умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения.
Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
Представление о возможных негативных последствия для других людей своими неосторожными действиями;
Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.
6. Форма проведения и обоснования ее выбора
Учить детей правильно вести себя на дороге непросто, поэтому требуется комплексный подход. Система обучения должна быть единой, рассчитанной на возрастные особенности детей, способной формировать как теоретическую базу знаний, так и практические навыки. Необходимо приучать детей правильному поведению на дороге и умению выходить из сложных ситуаций - ловушек. Используются следующие методы для познания правил дорожного движения:
- придумывание сложных дорожных ситуаций;
- игровое обучение;
- наблюдение;
- беседа.
Для того чтобы эта работа была действенной, в детских образовательных учреждениях нашего города, надо воспользоваться одной из самых эффективных форм обучения дошкольников – игрой. Игра – один из важнейших видов деятельности ребёнка, где он может проявить себя и совершенствоваться. Во время игры воспитанники проявляют внимание, у них активизируется память, лучше работает воображение, развивается мышление, речь. Игра делает содержательным свободное время, побуждает к творчеству, учит ориентироваться в различных ситуациях, мгновенно реагировать в нужный момент. В игре моделируются реальные жизненные ситуации.
Используются следующие методы для познания правил дорожного движения:
- придумывание сложных дорожных ситуаций;
- игровое обучение;
- наблюдение;
- беседа.
Виды игр:
1. Настольно – печатные.
2. Настольно – предметные.
3. Подвижные.
4. Игры – тренинги.
5. Сюжетно – ролевые.
6. Дидактические.
7. Развивающие.
8. Обучающие.
9. Театрализованные.
10. Компьютерные.
В играх учитывается возраст воспитанников. Игра помогает заинтересовать детей в изучении правил дорожного движения, увлекает их, формирует прочные навыки поведения на дороге, ещё и ещё раз закрепляет эти навыки, учит уважительному отношению к другим участникам дорожного движения, в том числе водителям и инспекторам ГИБДД.
Одной из основных и эффективных форм работы по обучению детей правилам дорожного движения, по моему мнению, являются разного вида занятия по различным областям: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром, математика, «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (лепка, рисование, конструирование, музыка, «Физическое развитие». В каждой из областей применяем знания, связанные с правилами безопасного поведения людей. Основной образовательной областью является «Социально – коммуникативная», подразумевающая безопасность жизнедеятельности детей. Детям преподносится материал:
1) в виде беседы (используя продуктивный и репродуктивный метод познавательной активности, заставляя ребенка думать, задавая наводящие вопросы или спрашивая ребёнка и не услышав ответа, даёшь свой и просишь повторить;
2) во время наблюдения за объектами (светофором, автомобилями, проезжей частью и т. д.);
3) экскурсий;
4)целевых прогулок;
5)чтения художественной литературы;
6)встреч с сотрудниками ГИБДД;
7)проведения праздников и развлечений;
8)вовремя непосредственно – образовательной деятельности:
- рисования;
- лепки;
- аппликации;
- конструирования (из разных видов строительного материала);
- развития математических представлений;
- трудовой деятельности (изготовления атрибутов для игр);
- развития речи;
- окружающего мира;
- физкультурной деятельности;
- музыкальной деятельности.
Для проведения экскурсий детским садом приобретены специальные светоотражающие жилеты для детей. Имеются флажки красного цвета.
Для наглядного восприятия здорово помогают видео – пособие студии «Премьер» под названием «Безопасность на улицах и дорогах» и Уроки тётушки Совы «Азбука безопасности на дороге».
Для лучшего восприятия материала собран в книгу наглядно – иллюстративный материал с правильным поведением и опасными для жизни ситуациями. Создана картотека подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр, динамических пауз, «минуток» безопасности движения, книга раскрасок, стихов, загадок и сказок по ПДД, собраны сценарии праздников, развлечений и разработки занятий.
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения я использую следующие инновационные педагогические технологии:
Технология «ТРИЗ»
В данной технологии используем метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
. Игровые технологии
• с элементами физических упражнений и спорта
• ролевые игры
• театрализованные и игры-драматизации
• дидактические
• с использованием макетов
Информационно – коммуникативные технологии
Оформление буклетов, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация образовательных мультфильмов, фильмов. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД, проведение и участие в акциях.
Также попробуем использовать новую форму взаимодействия – создание собственных блогов «Мы за дорогу без опасности!»
Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе использую здоровье сберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.
7. Основная часть
Сентябрь-ноябрь «Вместе в страну дорожных знаков»
Декабрь-февраль «Зима прекрасна, когда безопасна!»
Март-апрель «Правилам движения-почёт и уважение!»
1. Словесный (метод)
Беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.);
* чтение художественных произведений как: С. Михалков «Светофор», М. Платковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», «Просто это знак такой…», В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
* составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
Презентация интернет-ресурсов «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы».
*работа с иллюстрациями по теме;
*экскурсии, наблюдения (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
*Выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
* применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»).
Работа с родителями.
Мы используем эффективные формы и методы.
-информационные стенды, папки-передвижки, раздача буклетов,
- консультации, беседы,
- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»
-родительские собрания, беседы с участием инспекторов ГИБДД такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.
-мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).
8. Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия занятия кадры методические материально - технические информационные и другое
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки».
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
• макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
• набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
• дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица». • подбор художественной литературы; • комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма и правилам дорожного движения; • изготовление атрибутов, макетов, дорожных знаков для сюжетно-ролевых игр; • приобретение и изготовление дидактических игр по ПДД; • создание и разработка картотеки дидактических, подвижных игр по правилам дорожного движения; • подбор аудио, видео по ПДД; • уголок безопасности дорожного движения в группе; • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности; • выставки книг, рисунков, поделок; • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты
9. Используемая литература
1. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М., 2007 г.
2. Петрова К. В. «Как научить детей ПДД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013 г.
3. «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников» автор сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. М., 2015 г.
4. Саулина Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с ПДД», 2013 г.
5. Скорлупова О. А. Правила безопасности дорожного движения. М., 2009 г.
6. Три сигнала светофора : Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя детского сада: из опыта работы/ В. А. Добрякова, Н. Б. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989 г.
7. Шоргина Т. А. Основы безопасности для детей 5 - 8 лет. М., 2007г.
8. Елжова Н. В. «ПДД в детском саду», М., 2013г.
9. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма. Курган, 2006 г.
10. Голицына Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. М., - 2010г.