МААМ-картинки

Проект «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8,9-х классах»

Оксана Собко
Проект «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8,9-х классах»
▼ Скачать + Заказать документы

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школыс. Наровчат в с. НовыеПичуры

Проект

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8, 9 –ых классах»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Собко Оксана Александровна

2022г

Публикация «Проект „Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8,9-х классах“» размещена в разделах

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8, 9 –ых классах»

Цель: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:

Формирование желания у учащихся к получению и расширению знаний о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.

Воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Воспитание любви у учащихся к своему родному селу как к малой родине.

Воспитание у учащихся активной жизненной позиции, познавательного интереса к истории своего села.

Актуальностьмоего проекта я вижу в том, что патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.

Моя работа по воспитательной работе строится на следующих направлениях:

-воспитание гражданского самосознания и чувства патриотизма ;

-духовно-нравственное воспитание;

-интеллектуально-познавательная деятельность;

-профориентационная;

-трудовая деятельность;

-художественно – эстетическая деятельность.

Срок реализации проекта -2021 – 2022 учебный год.

Участники проекта -учащиеся 6, 8, 9 класса.

Формы работы, используемые при реализации проекта :

• Тематические уроки;

Внеклассные мероприятия, смотры-конкурсы, выставки;

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры;

круглые столы; литературные часы, беседы, диспуты, литературные гостиные; викторины, «Часы общения», Выставки-вопросы;

• Коллективные творческие дела;

«Вахты памяти», Фестиваль военно-патриотической песни;

• Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;

• Совместные мероприятия с учреждениями дополнительного образования, спорта и культуры, городским отделением отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;

• Экскурсии;

• Презентации, виртуальные экскурсии, видео-уроки, видеоконференции;

Проекты, рефераты, доклады по изучению истории и культуры родного края;

• Акции в школе и микрорайоне;

• Участие в городских, областных тематических мероприятиях/акциях.

Аннотация проекта.

Человек без Родины, что дерево без корней

(народная мудрость)

Любовь к Отечеству необходимо воспитывать с юных лет. Перед школой и другими учебными заведениями стоит ряд задач по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.

В мире детских и юношеских ценностей сейчас, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. Появилась масса американизированного. Ребенок с детства окружен иноязычным, неживым, ненастоящим. Так чему же удивляться, что своего «настоящего, русского» молодежь не знает, а часто и знать не желает? В нашем стремительно меняющимся на глазах обществе наряду со всем положительным и позитивным за последние годы всплыло и множество негативного, наносного, антинародного и явно вредительского. Из сознания народа стираются страницы исторического прошлого, искажаются события Великой Отечественной войны, уходят в забвение герои нашей истории. Народ должен знать свои истоки, свои корни, свою историю, своих героев.

Воспитывать лучшие качества в человеке необходимо с детства. Мы обязаны вырастить, воспитать новое свободно мыслящее поколение. Молодежь должна стать патриотами своей Родины, любить Россию и свой родной край.

На государственном уровне создаются различные программы, принимаются стратегии и концепции, которые нацелены на воспитание патриотического самосознания. Но действовать необходимо на местах, в конкретном городе, селе, учреждении или учебном заведении.

Кроме того важно установить сетевой взаимодействие разных организаций, которые помогут реализовать проект по патриотическому воспитанию.

Проект «» рассчитан на школьников 6,8,9 классов средней общеобразовательной школы. Проект является социально значимым, так как помогает сформировать патриотическое самосознание школьников, познакомить с событиями исторического прошлого страны, сформировать нравственные и духовные качества личности, развить коммуникативные и познавательные компетенции, выработать гражданскую позицию и воспитать любовь к своему Отечеству и стремление в дальнейшем служить своей стране. Все мероприятия, проводимые в рамках проекта, привлекают обучающихся к осознанию исторического прошлого России, знакомят с событиями настоящего дня, приводят к правильному пониманию ответственности за свою Родину, гражданского долга и желанию внести свой посильный вклад в развитие своей страны.

1. Актуальность проекта.

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, духовно – нравственных ценностей, которая характеризует высокий уровень развития личности.

Воспитание патриотизма у школьников - одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества.

Актуальность моего проекта я вижу в том, что патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.

Моя воспитательная работ по проекту строится на следующих направлениях:

-воспитание гражданского самосознания и чувства патриотизма ;

-духовно-нравственное воспитание;

-интеллектуально-познавательная деятельность;

-профориентационная;

-трудовая деятельность;

-художественно – эстетическая деятельность.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны. В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Любить надо свою страну такой, какая она есть.

2. Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к русскому языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к русскому языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К. Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог - родное слово».

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку : «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая - мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т. д.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком : в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка : Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди. Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой аул», «Моя Республика», «Улица моего детства» и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Кого мы называем патриотом. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам «родина», «герой», «героизм», «отвага», «доблесть», «мужество». Что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

3. Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства. Задача учителя найти правильные ориентиры (за основу взята программа В. Я. Коровиной).

Литература содержит достаточно много материала для воспитания. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет»,изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене представлено много материала для патриотического и гражданского воспитания учащихся. Это эпизоды военной истории России.

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А. С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека отражены в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Стрик и море», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение «Произведениях о Великой Отечественной войне» (6 кл., «На дорогах войны…» (8 кл.). В них помещены стихотворения К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова, С. С. Орлова, Д. И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. С особой теплотой школьники относятся к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений И. А. Бунина («Косцы», и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и др. В 9 классе А. С. Пушкин. Стихотворения: "Деревня", М. В. Ломоносов (Оды) и т. д.

Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий : нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма - это кропотливая работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. А роль русского языка в этом процессе велика.

Методы реализации проекта

- Проведение литературных гостиных, внеклассных мероприятий на нравственно – патриотическую тематику;

-участие в творческих конкурсах;

-внутришкольные и районные конкурсы;

- проведение интеллектуальных игр по русскому языку;

-художественные номера в общешкольных мероприятиях.

- участие в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе, а так же в дистанционных олимпиадах на Учи. Ру и «Олимпусе».

Результаты проекта :

1. Участие детей в видеопоздравлении ко Дню матери ;

2. Участие во Всерссийских конкурсах «Арт- таланта» в номинациях «Сочинение» (Ермошкин Андрей – 3 место). В номинации стихотворение (Вишнякова Анастасия и Кончёнкова Анастасия – 1 место);

3. Участие Кончёнковой Анастасии в школьном этапе конкурса «Живая классика»;

4. Участие во Всероссийских конкурсах сочинений «Рост» в номинации «сочинение» (Кончёнкова Анастасия – победитель)

5. Участие в международной патриотической акции «Фестиваль сочинений Рус Фест» (Кончёнкова Анастасия, Ермошкин андрей.

6. Участие в международном конкурсе «МОЙ КРАЙ – МОЯ РОДИНА» (Ермошкин Андрей (3 место)

7. Победа во Всероссийском конкурсе сочинений «Просто другие» (Цыганова Милана – победитель)

8. Победа в дистанционном конкурсе для детей и молодё жи в номинации :Сочинение»(Цыганова Милана)

9. Участие детей в общешкольных мероприятиях ко Дню учителя, «Рождественская звезда», «Новогоднее поздравление».

10. Участие детей в олимпиаде по русскому языку на Учи. ру ( Победители:Пильгаева Валерия, Шишкина Марина, Кончёнкова Анастасия, Цыганова Милана, Тремасов Даниил, в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе.

11. Участие в районном этапе конкурса «Без срока давности» в номинации «Сочинение» (Цыганова Милана)

12. Участие в региональном конкурсе «Победа далёкая и близкая» в номинации «Лучшая литературная работа» (Ермошкин Андрей)

13. Участие в межрегиональном конкурсе экостатей «В поисках живого добра» (Кончёнкова Анастасия)

Технические ресурсы.

Техническое обеспечение школы позволяет использовать в работе над школьным проектом следующее оборудование:

- Мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска;

- Фотоаппарат,

-Микрофоны;

- Аккустическая система.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.

2. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.

3. Микрюков В. Патриотизм : к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.

4. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.

5. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 3 - 9.

6* Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание : опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.

7* Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота :// Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 23 – 26.

Интернет-ресурсы

1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа https://www.1september.ru/.

2. https://smolpedagog.ru/box.html

3. https://www.vesti-moscow.ru/

4.https://www.warheroes.ru/ Сведения о Героях Советского Союза и Великой Отечественной Войны: фотографии, биографии, воспоминания друзей и родственников.

5.https://militera.lib.ru/ Подборка литературы о военной истории и истории войн.

6.https://www.museum.ru/museum/1812/Library/ Научно-историческая литература. Архивные документы. Библиография.

7https://www.geraldika.org/ Историко-геральдический альманах

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Патриотическое воспитание детей с помощью литературыПатриотическое воспитание детей с помощью литературы В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы,.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8,9-х классах»
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 14:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 6,8,9-х классах»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Собко (УИ 1333631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД