лопатина татьяна
Проект «Патриотическое воспитание. 9 Мая»
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
творческий проект - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Составитель Лопатина Т. В.
Музыкальный руководитель высшей категории
пгт Рефтинский 2024г
«День победы» творческий проект - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание, 9 Мая“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказывать о трудной и почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Приглашать в детский сад военных, ветеранов. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап
1. Подборка и анализ литературы по данной теме.
2. Планирование предстоящей деятельности, на реализацию проекта.
3. Обеспечение дидактическим материалам для реализации проекта.
Основной этап.
1. Беседы по иллюстрациям и картинам на военную тему
2. Знакомство с песнями военных лет
3. Чтение и заучивание стихов о войне.
4. Разучивание песен на военную тему
5. Разучивание танцев с военной тематикой «Юнги»
5. Размещение материалов для родителей на стенде «До ми соль»
6. Приглашение на праздник ветеранов Великой Отечественной войны.
Заключительный этап.
1. Поведение праздника посвященный Дню Победы с ветеранами Великой Отечественной войны.
2. Фотомантаж.
3. Выставка детских рисунков на тему «Военная техника»
4. Презентация проекта.
Срок реализации проекта: 26 апреля 2010г -6 мая 2010года.
Участники проекта:
Дети
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Родители.
Приглашенные гости ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Формы реализации проекта:
1. Музыкальные занятия.
2. Беседы
3. Творческие работы детей и родителей.
4. Проведение праздника.
5. Конкурс рисунков на асфальте
Основные мероприятия по реализации проекта группы
Работа с детьми Музыкальные занятия с детьми для разучивания песен на военную тему и танцев. все
Музыкально-тематическое занятие «Песни военных лет» 8,6,10.
Беседы по картинам и иллюстрациям на военную тему все
Разучивание стихов о войне 8,6,10.
Продуктивная деятельность выставка детских работ все
Проведение праздника «Вот он день Победы» все
Работа с родителями Помощь в выставке рисунков на военную тему все
Методическое сопровождение.
Подборка песен и стихов к празднику Музыкальный руководитель
Подборка песен для беседы «Военные песни» Музыкальный руководитель
Подборка иллюстраций и картин на военную тему Воспитатели
Составление сценария праздника «День Победы» Музыкальный руководитель
Конспект занятия «Песни фронтовые» Музыкальный руководитель
Оформление стенда «Поздравление ветеранов» Музыкальный руководитель
Выставка детских работ Воспитатели
Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир» Воспитатели
Ожидаемый результат:
Сформировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, ее глубиной.
Песни фронтовые…
Ведущий
Песня военных лет. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.
Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…
Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война".
На третий день войны 24 июня 1941 года нa первой полосе газет "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача "Священная война". Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.
Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Хор исполняет песню "Священная война"
(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
Ведущий
Война. Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.
Фонограмма песни "В землянке"
(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).
Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и там более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.
На фронтах Великой Отечественной войны "Землянку" пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала…
Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
А. Межиров
Ведущий
Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша". Стихотворение "Катюша" было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.
В "Катюше" оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.
Фонограмма песни "Катюша"
(сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
Восприятие "Катюши" народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен – переложений "Катюши".
Начало большому циклу стихов на музыку любимой песни было положено в конце 1941 года, когда решалась судьба битвы за Москву, и на фронте появилось новое оружие – многоствольные реактивные минометы, которые любовно стали называть "катюшами". Солдаты сразу же запели о новой "Катюше", укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов.
Ведущий.
Над лесами необъятными,
Над полями перелетными,
Над разрывами гранатными
Песни-ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том, что сердцу дорого,
Русским людям говорят.
Звучит фонограмма песни "Темная ночь".
В дни войны каждый, от мала до велика, знал песню "Темная ночь".
Песня родилась в 1942 году в далеком Ташкенте.
Шли съемки фильма "Два бойца". По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому: "Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни…"
Композитор потом вспоминал: "Режиссер фильма так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый. "
Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Фильм "Два бойца" стал историей советского кино. А песня живет до сих пор, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
Ведущий
За что любят песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, красоту и доступность поэтического и музыкального языка.
Но не только… Главное достоинство, отличающее фронтовые военные песни от любых других – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.
Ведущий
Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей победе над врагом. В них – надежда на непременное возвращение домой, в родные края.
Песни военных лет звучат и сегодня. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю…
День Победы
Под музыку марша «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) в зал входят колонной дети с цветами в руках, проходят через центр и расходятся по одному направо и налево, выстраиваются в рассыпную.
1-й ребенок. Был великий день Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
2-й ребенок. Мы про первый день Победы
Любим слушать их рассказ,
Как сражались наши деды
За все мир и за всех нас.
Танец с цветами и лентами (группа № 9).
3-й ребенок. Сияет солнце в день Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
4-й ребенок. Мы будем храбрыми, как деды,
Родную Землю защитим,
И солнце яркое Победы
Мы никому не отдадим.
«Если бы парни все Земли»
Ведущая. Да, ребята, никогда этот день не забудут люди. За
то, что мы сейчас с вами вместе радуемся, ликуем,
смеемся, танцуем – мы обязаны нашим дедушкам и
бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях
отстояли этот радостный день и попросили нас
никогда не забывать о нем. 4 года страшной войны
позади. Так будем же, дети, радоваться и беречь
этот чудесный мир, в котором мы живем.
1-й ребенок. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май.
2-й ребенок. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли. От всей Земли.
3-й ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы в них зеркально отражалась реченька-краса.
4-й ребенок. Пусть аист гнезда вьет на крыше,
Курлычат в небе журавли,
Пусть будет мир, он так нам нужен,
Он нужен детям всей земли.
Песни «Моя Россия», «Прекрасное далеко».
Ведущая. В этот день радовались люди, выходили на улицы,
обнимались и целовались. Совершенно незнакомые,
но такие родные и близкие друг другу, столько
страшных дней пережившие вместе. А теперь их
объединило одно – радость Победы, радость мира,
радость безоблачного неба. И неслась ввысь
счастливая песня, которая прошла с солдатами по
всем тропам войны, все страшные 4 года, и до сих
пор мы поем ее все вместе, радостно и счастливо.
Попурри военных песен (группа № 8)
Ведущая. Наши солдаты отличались не только удалью,
веселым характером, но и беспримерной
храбростью, героизмом и смекалкой. А какие стали
их внуки? Такие же ловкие и смекалистые?
Аттракцион «Вперед к флажку» (задача участника –
пробежать, играя в мяч, «змейкой» между стульев и
первым взять флажок). Песня «Мальчишки» (группа № 8).
Ведущая. А какими смелыми и бесстрашными были
медсестры, выносившие раненых прямо с поля боя,
когда гремели взрывы и пули свистели над головой.
Они были смелыми и отважными.
Аттракцион «Помощь раненому» (задача участника –
пронести раненного солдата от точки А на плече до
медсанбата (точки Б, посадить на стул и перевязать ему руку. Побеждает тот, кто ловчее и быстрее это сделает). Ранец «Санитарок» (группа № 9).
Ведущая. День Победы! Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна.
Помнят на Земле народы, страны –
В этот день закончилась война.
1-й ребенок. Вспоминают наши деды
Про былые времена,
Надевают в честь Победы
Боевые ордена.
Песня «Победители» (муз. Н. Лукиной, сл. Л. Чадовой).
2-й ребенок. Встань сегодня утром рано,
Выйди в город – погляди,
Как шагают ветераны
С орденами на груди.
3-й ребенок. За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
4-й ребенок. Горит огонь у обелиска,
Березы в тишине грустят.
И мы склонились низко-низко –
Тут неизвестный спит солдат.
Ведущая. С большой болью в душе мы скорбим о тех, кто не
вернулся с поля боя. Минутой молчания почтим их
память, и каждый в душе поблагодарит их за тот
счастливый мир, в котором мы живем.
Встанем все и склоним головы пред их памятью!
«Реквием».
1-й ребенок. Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет,
За великие дела…
Все (хором). Слава! Слава! И хвала!
2-й ребенок. Над кораблем алеет наше знамя,
А за кормой – лазурная волна.
Мы подрастем и станем моряками,
Защитой станем мы тебе, страна!
Песня «Капитаны» (группа № 9). «Матросский танец (группа № 8).
Ведущая. Наш народ, смелый, отважный, прошел в годы войны
через тяжелые испытания, но выстоял, победил и
заслужил высокие слова похвалы, радости и
уважения от нас с вами. Первый мирный день!
Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады,
поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не
сломит Родину, никогда! Народ ликует и поет,
улыбками сверкают лица и прямо на улицах кружатся
пары в победном вальсе.
«Вальс Победы»
1-й ребенок. Победой кончилась война,
Те годы – позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
2-й ребенок. Славим в мае День Победы,
Светлый праздник всех людей.
В мае радуга смеется,
Цвет черемухи нежней.
3-й ребенок. В мае радостно поется
И шагается дружней.
4-й ребенок. Выше голуби взлетают
Майским утром на заре.
В синь взлетают, всем желают
Счастья, мира на Земле.
5-й ребенок. Слава! Слава ветеранам!
Слава армии родной!
Развевайся флаг трехцветный
Над отчизной дорогой!
6-й ребенок. Пусть гремит салют Победы,
Этим светом мир согрет.
Поздравляем наших дедов,
Шлем огромный им привет!
Песня «Что за гром гремит весной»
Ведущая. Дню Победы слава, слава!
Дети. Слава! (Машут лентами на головой)
Ведущая. Ветеранам слава, слава!
Дети. Слава! Слава! (машут лентами)
Ведущая. Счастью, миру на Земле!
Дети. Слава! Слава! Слава!