Елена Беляева
Проект для детей старшей группы «Память в камне и бронзе» в рамках праздника «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательному развитию детей старшей группы
«Память в камне и бронзе»
«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие»
А. С. Пушкин
Актуальность проекта
Публикация «Проект для детей старшей группы „Память в камне и бронзе“ в рамках праздника „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Камни. Знакомство с камнями
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. И каждый уважающий себя взрослый человек, конечно же, должен знать историю своей Родины. Для чего? Для того чтобы быть компетентным человеком, чтобы ориентироваться в сложившейся непростой современной ситуации, чтобы передать весь накопленный исторический опыт последующим поколениям.
Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей стране, гордость за нее - необходимо всегда.
И родители, и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, отважно защищавших свою Родину. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.
Ежегодно мы отмечаем День Победы над фашизмом. 74 года прошло с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Несмотря на прошедшие годы, мы продолжаем хранить память о тех страшных событиях, о людях, их переживших. И помогают нам в этом памятники. Памятники - это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
Мы живем в одном из старинных городов России- городе Пскове, городе – воине. И памятники, и мемориальные доски на стенах зданий напоминают нам о славном и нелегком пути, пройденном нашими земляками за годы существования города.
С давних времен Псков стоит неколебимой заставой Руси на западном ее рубеже. За свою многовековую историю Пскову пришлось участвовать в 120 войнах и выдержать 30 осад. В исторических боях под Псковом родилась в 1918 году Красная Армия. Но все же наиболее героические и трагические моменты его истории навсегда останутся связанными с Великой Отечественной войной. С первых дней войны гитлеровское командование называло Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда». Кроме того, древний город являлся воротами в Прибалтику. Именно поэтому немецкое командование стремилось захватить его. Оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, так как город в течение всех этих лет был ближайшим прифронтовым тылом, постоянной базой дислокации гитлеровских войск.
Знак памяти первых жертв фашисткой оккупации: Знак открыт в память событий 17 августа 1941 года, когда на базарной площади были расстреляны 10 заложников - жителей Пскова. Поводом для первой расправы над мирными жителями стало убийство немецкого солдата.
Мемориальный комплекс «Памятник партизанам» : Кроме этого, в лесах Псковщины действовали несколько партизанских бригад. Одной из них - Второй Ленинградской партизанской бригаде, удалось создать первый в истории войны Партизанский край. На его территории располагалось более 400 деревень, где была восстановлена Советская власть, работали школы, издавались листовки и газеты, сообщавшие правду о происходивших событиях. Всего на территории современной Псковской области действовало 29 партизанских бригад общей численностью 57 тысяч человек. По масштабности партизанского движения это не сопоставимо ни с одной другой областью. Каратели зверствовали в тех местах, которые находились вблизи Партизанского края: сжигали деревни, расстреливали крестьян. Символом трагедии мирных жителей стала порховская деревня Красуха.
Во время Великой Отечественной войны на территории города располагалось 5 концлагерей. Памятный знак на месте Шталага-372: концлагерь «Шталаг-372» - один из самых крупных лагерей на территории Псковщины. Он действовал с осени 1941 г. по декабрь 1943 г. В этом концлагере количество одновременно находившихся заключенных доходило до 100 тысяч человек.
Мемориал на братском захоронении в Крестах: территория этого концлагеря была оцеплена двойной, а местами тройной стеной колючей проволоки. Первое время пригнанные в него военнопленные были размещены прямо под открытым небом, и только позднее были построены силами самих же военнопленных дощатые бараки, не имевшие ни пола, ни нар, ни отопительной системы.
Памятный знак на месте «Лазарета» - концлагеря у школы № 7: многие военнопленные пали жертвой варварских «медицинских» экспериментов гитлеровцев в лазарете, расположенном на территории нынешней областной больницы и прилегающей к ней территории.
Приказом Верховного Главнокомандующего частям и соединениям, особо отличившимся при освобождении города, было присвоено почетное наименование «Псковские». Названия этих частей и соединений были высечены на специальной стеле, установленной на улице 23 Июля (названа так в память о дне освобождения Пскова).
Псковичи помнят и чтят героев, освобождавших Псковщину и павших смертью храбрых (среди 159 Героев- уроженцев Псковщины, дважды Герой Советского Союза маршал К. К. Рокоссовский).
Мемориал освободителям Пскова: а на окраине Пскова советские воины похоронили 137 своих товарищей, отдавших жизнь за освобождение древнего русского города. Их имена высечены на средней плите кладбища на Юбилейной улице.
Мемориальный комплекс в ознаменование 30-летия освобождения Пскова: это Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата и составляющие единое целое 15 символов зенитных орудий.
В могиле покоится прах неизвестного солдата, который погиб, прикрывая отходивших товарищей.
В 1967 г. Псковщина была награждена орденом Ленина с формулировкой: «за мужество и героизм, проявленные трудящимися Псковской области в партизанском движении против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства».
А в 2009 указом Президента году городу было присвоено Почетное звание "Город воинской славы".
Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов (писатель, географ, краевед) : «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю». Проведя анкетирование родителей и побеседовав с детьми, посещающими наш детский сад, мы определили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
Детские воспоминания самые яркие волнительные и, чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной для нашего учреждения.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что реализация этого проекта :
- будет способствовать воспитанию у ребенка чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
- дети приобретут знания об истории города, памятниках; - будет способствовать формированию у детей интереса к событиям городской жизни и потребности отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
- дети, познакомившись с памятниками своего города, узнают об их многообразии и истории создания, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними, будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.
Цель проекта :
Развитие познавательной деятельности ребенка посредством расширения представлений об историческом прошлом родного города.
Задачи проекта :
Образовательные:
- создать условия для восприятия и детьми, и родителями сведений об историческом облике города Пскова;
- расширить представления детей и родителей о значимых достопримечательностях (памятниках);
- обогатить и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать у детей и родителей интерес к познанию прошлого и настоящего Псковского края через знакомство с памятниками;
- развивать у детей сознание себя как личности- гражданина своей «малой» родины.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоционально- ценностное отношение к родному городу, его достопримечательностям;
- воспитывать у детей гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.
Ожидаемые результаты
Реализация данного проекта позволит :
• на уровне детей :
- развить чувство гордости за своих земляков, развивать чувство ответственности за все, что происходит в городе, стране, сопричастности и оценочного отношения к происходящему;
- расширить представления детей о родном городе;
-- повысить уровень мотивации к процессу познания прошлого и настоящего своей малой Родины;
- акцент на знание истории своего края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям и истории других народов;
• на уровне педагогов:
- повысить профессиональный уровень педагогов;
- повысить творческую самореализацию педагогов в профессиональной деятельности;
• на уровне родителей:
- развить новые формы сотрудничества между родителями воспитанников и педагогами;
- повысить родительскую компетентность по представленной проблеме;
• на уровне учреждения:
- продолжить развитие воспитательного потенциала ДОУ в формировании нравственной личности, гражданина, а именно: будут созданы условия для дальнейшего развития интеграции регионального компонента в развивающую среду ДОУ, которые приведут к созданию новых проектов, а также для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей с краеведческим материалом;
- обогатить развивающую предметно- пространственную среду материалами о памятниках города (игры, пособия, продукты детского творчества).
Участники проекта
дети старших и подготовительных групп, воспитатели старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Тип проекта
- по характеру доминирующей деятельности воспитанников – информационно - практико- ориентированный;
- по количеству детей, вовлеченных в проект : коллективный;
- по продолжительности: среднесрочный (1 месяц);
Ресурсы проекта
групповые помещения, спортивный и музыкальный залы, кадры, конспекты занятий, перспективные планы работы с детьми и родителями, аудио-, видеосистемы, компьютер, детская художественная литература.
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный (анализ ситуации; постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; определение необходимого ресурсного обеспечения проекта; анкетирование родителей и беседы с детьми с целью выявления уровня сформированности представлений об истории города, его памятниках, организация необходимой развивающей предметно- пространственной среды в группе).
II этап – Организационный (планирование и прогнозирование образовательной работы; составление перспективных планов работы с детьми и родителями; подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы).
III этап - Практический (образовательная деятельность с детьми; пополнение РППС группы; совместные мероприятия с семьями воспитанников; выставки детских работ).
IVэтап - Аналитический (анализ результатов проекта, определение перспектив дальнейшей работы).
Содержание проекта
С детьми:
ОО «Познавательное развитие»
- специально организованная образовательная деятельность:
- «Мой город»;
- Цикл занятий «Боевая слава города»;
- рассматривание открыток, альбомов, просматривание аудио- и видеодисков «Классное на Псковщине житье…», «Сокровища Псковщины»;
- рассматривание книг, иллюстраций о воинском снаряжении;
- экскурсии: в Поганкины палаты, к Вечному огню;
- оформление в группе уголка «Мой город»;
- создание фотоальбома «Город – воин»;
- разработка и изготовление развивающих игр: «Узнай по фрагменту»; «Чего не хватает», «Чья тень», «Путаница», игр- пазлов «Памятники Пскова».
ОО «Речевое развитие»
- Конкурс чтецов «Люблю свой город я.»;
- рассказывание легенд о Псковском крае;
- рассказывание «Как мы ходили к памятнику…»;
- беседы «Где в городе ты любишь гулять».
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
- сюжетно- ролевая игра «Экскурсовод»;
- беседы.
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
- рассматривание картины Н. Рериха «Бой Александра Невского с ярлом Биргером»;
- знакомство с гимном города Пскова;
- музыкальное занятие «Защитник земли русской» (кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»;
- чтение художественной литературы: книги Н. Вальнер;
- рисование, лепка «Богатыри», «Воины»;
- рисование на свободные темы после проведенных экскурсий;
- музыкально- патриотический праздник, посвященный Дню Победы.
ОО «Физическое развитие»
- спортивный праздник, посвященный Дню Победы;
- развлечение «Богатырские состязания».
С родителями:
- консультация «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно…»;
- памятка для родителей «Готовимся к прогулкам, путешествиям по городу, району»;
- фотопрезентация на страничке сайта «А знаете ли Вы»;
- Экскурсии выходного дня к памятникам с последующим оформлением фотоальбома;
- Выставка совместных творческих работ детей и их родителей «Мой любимый уголок города»;
- участие во всероссийских конкурсах на данную тематику;
- выставка макетов «На полях сражений», посвященных Великой отечественной войне.
Оценка результатов
Оценка и отчетность по проекту реализуется по двум направлениям: оценка хода выполнения проекта и оценка результатов реализации проекта.
Оценка хода выполнения проекта осуществляется воспитателем, который координирует исполнение сроков реализации проекта; обеспечивает содержательное соответствие всех мероприятий целям и задачам проекта; обеспечивает организацию и проведение всех этапов проекта.
Эффективность проекта оценивается возможностью внедрения результатов проекта в деятельность коллег, а также:
- по результатам диагностических исследований: анкетирование родителей, беседы с детьми
- по количественным показателям (количество детей, принявших участие в реализации проекта;
количество родителей, также принявших участие в проекте).
Итогом реализации проекта станут :
Уголок в группе «Мой город», банк развивающих игр, фотоальбом «Город- воин», фотопрезентация «А знаете ли Вы, что….», памятка для родителей «Готовимся к прогулкам, путешествиям по городу, району»
Дальнейшее развитие проекта : участие в различных конкурсах, публикации, распространение опыта работы.
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовке проекта, проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
3. Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.
Информационное обеспечение проекта
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999
2. Вальнер Н. А. Господин Псков: Книга для детей младшего школьного возраста. - Псков, 2003
3. Вальнер Н. А. Ольгин град: Книга для детей младшего школьного возраста. - Псков, ПОИПКРО, 2001
4. Голицын С. М. Сказания о земле русской: Повесть/.- М. : Знание- АСТ – Пресс, 1994
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа).- М. : 2010
6. Мэтьюс Р. Оружие и доспехи. - М. : РОСМЭН, 2014.- (Энциклопедия для детей)
7. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 –55
8. Степанов Ю. В. Легенды и предания Псковщины. - Псков: ООО Издат. Дом «Утро. Псков», 2012
Водная анкета для родителей: 1. Что такое памятники? 2. Памятник – это украшение или достопримечательность? 3. Нужны ли памятники городу и людям? Для чего? 4. Какие памятники в нашем городе вы знаете? Перечислите. 5. В честь каких событий они были установлены? 6. Нужно ли сохранять памятники?
Итоговое анкетирование родителей:
1. Вы получаете информацию о проекте «Память в камне и бронзе»
да нет трудно сказать
2. Получили ли Вы новую информацию о памятниках города Пскова
да нет трудно сказать
3. В группе организуются совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов
да нет трудно сказать
4. Педагоги группы интересуются, насколько их работа по реализации проекта удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование, сайт)
да нет трудно сказать
5. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, касающиеся реализации проекта
да нет трудно сказать
6. Какое мероприятие принесло Вам наибольшее удовлетворение?
7. Что вам не понравилось?