Полина Мерецан
Проект «Пальчиковая гимнастика подручными средствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Проект
«Пальчиковая гимнастика с использованием подручных материалов»
Выполнила:
Мерецан Полина Юрьевна
Воспитатель
Сыктывкар 2018
Тема проекта : Пальчиковая гимнастика подручными материалами.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Пальчиковая гимнастика подручными средствами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Поделки из бросового материала
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)
Главная цель пальчиковой гимнастики : переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
При регулярном выполнении пальчиковой гимнастики формируется мелкая моторика и развивается артикуляция. Помимо упомянутых плюсов, данный вид занятий еще и помогает разнообразить досуг ребенка, поскольку все упражнения можно выполнять в занимательной игровой форме.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста подручными материалами
Задачи проекта :
Подготовка методического материала по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
Развитие мышц пальцев рук при помощи подручных материалов;
Развитие тонких движений пальцев рук;
Развитие уровня сенсорных способностей;
Развитие речи детей, расширение словарного запаса;
Изготовление папки – передвижки для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста подручными материалами.
Участники:
Воспитатель
Дети
родители
Этапы выполнения проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Разработка и накопление методических материалов, иллюстраций для реализации проекта.
• Изучение необходимой литературы.
2 этап – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс упражнений по развитию мелкой моторики подручными средствами;
• Изготовление папки – передвижки для родителей «Пальчиковая гимнастика подручными средствами»
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнатстики подручными материалами;
• Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, в утренние и вечерние отрезки времени.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап
На первом этапе, продолжительность которого была один месяц, мною была изучена литература по теме «Пальчиковая гимнастика с детьми II младшей группы» и «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей».
Был собран необходимый методический материал: картотека пальчиковых игр; пальчиковые игры, сопровождаемые стихами и потешками; иллюстрации к пальчиковым играм.
Собраны необходимые технические материалы: шишки, ореховые скорлупки, крышечки от бутылок, бусы, мелкие игрушки, подготовлены сенсорные бассейны с крупами и песком.
2 этап
Мы с детьми второй младшей группы выполняем пальчиковую гимнастику и самомассаж подручными предметами, которые найдутся в каждом доме и, которые не требуют дополнительных вложений.
Весь материал был подобран с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей ребенка. При этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Прекрасным подручным средством для пальчиковой гимнастики служат цветные карандаши. Можно использовать такие приемы, как:
Катание карандаша ладонями в различных направлениях;
Захват карандаша так, чтобы средний и безымянный палец оказался с одной стороны, а мизинец и указательный – с другой стороны карандаша. В этом положении нужно пытаться сжать карандаш, а потом поменять положения захвата наоборот;
Сжимать и разжимать карандаш в кулачке
Отличной альтернативой «СУ – ДЖОК» терапии являются упражнения с круглой щеткой для волос, бигудями или шишками.
Детки катают щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник»
Или:
«Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.»
Упражнение с пробками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Упражнения с грецким орехом.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.»
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Пальчиковый театр так же способствует развитию моторики кистей рук. Детям очень нравится инсценировать сказки при помощи пальцев.
Можно нарисовать мордочки прямо на руках, а можно использовать готовый тканевой или вязанный театр.
Также для развития мелкой моторики в режимных моментах используются:
Сухие бассейны с крупами (манная, гречневая, рис).
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка. Также такие упражнения развивают воображение, ведь никогда ребенок не знает, что именно спрятано в крупе.
Бусы (как собранные на нитку, так и отдельные бусины). Вместо бусин для нанизывания часто используем обычные макароны с крупной дырочкой. Это даже больше чем бусы увлекает детей и развивает их творческие способности.
Мелкие игрушки из «Киндер сюрприза» используются как в сухих бассейнах с крупами, так и самостоятельно.
Шнурки. Детям довольно непросто даются шнуровки. Ведь не так просто попасть в маленькие дырочки, да еще и поймать шнурок с другой стороны. Но полученный результат их всегда радует и вдохновляет к овладению новыми способами шнурования.
Слингобусы. Отлично подходят как для грудничков так и для детей младшего дошкольного возраста. Их может самостоятельно изготовить каждая мама для своего малыша.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№ Мероприятие Включение в учебно – воспитательную деятельность Ответственный
1 Использование карандашей для развития мелкой моторики пальцев рук Включение в такие занятия, как: рисование, математика, урок здоровья.
Режимные моменты: индивидуальная работа по изо, раскрашивание раскрасок Воспитатель
2 Сухие бассейны с крупами Режимные моменты и индивидуальная работа с детьми Воспитатель
3 Нанизывание бусин Занятия: математика, конструирование.
Режимные моменты: индивидуальная работа с детьми по развитию речи: обогащение словаря, грамматический строй речи;
мастерские; индивидуальная работа по математике Воспитатель
4 Использование ореховой скорлупы, круглых щеток для волос Занятия: рисование
Режимные моменты: индивидуальная работа с детьми Воспитатель
5 Использование крышечек от бутылок Занятия: математика, конструирование, лепка
Режимные моменты: индивидуальная работа с детьми по математике, развитию речи, дидактические игры по математике, мастерские Воспитатель
6 Пальчиковый театр Занятия : развитие речи
Режимные моменты: развлечения, чтение художественной литературы Воспитатель
7 Шнуровки Занятия: математика
Режимные моменты: индивидуальная работа по развитию речи, математике, дидактические игры. Воспитатель
Все представленные упражнения могут быть использованы в режимные моменты как в утреннее так и в вечернее время и даже на прогулке с детьми.
На данном этапе для родителей была изготовлена папка – передвижка «Пальчиковая гимнастика подручными средствами», включающая материалы, используемые и представленные в данном проекте.
3 этап
Этот этап предполагает обработку результатов по реализации проекта. Но так как мой проект еще не завершился, то обработка результатов будет сделана в июне – июле 2016 года.
Пальчиковая гимнастика включается в конспекты занятий, утренние и вечерние отрезки времени, как индивидуальная или групповая работа.
Предполагаемые результаты:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике подручными средствами;
Увеличился словарный запас;
Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
Родители получили необходимые знания по данной теме;
Стали более информированными в вопросах проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Анализ результатов опыта работы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов.
Материалы данного опыта также помогут в работе логопедам, дефектологам, психологам дошкольных учреждений, будут полезны няням и родителям для занятий с детьми в домашних условиях. В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно педагогам, которые будут использовать данный опыт, необходимо:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи.
3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности.
Заключение.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада можно добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил. /
2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1986. – 533 с.
3. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
4. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
5. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – С. -Пб., 2000.
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.