Надежда Владимирова
Пальчиковая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Владимирова
Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов. Н. А. Бернштейн
“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев” В. А. Сухомлинский
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом” И. Кант
“Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию” М. Монтессори
Публикация «Пальчиковая гимнастика» размещена в разделах
“Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Потому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. ” А. С. Макаренко
Что отличает человека от животного? Прежде всего интеллект и речь. С помощью интеллекта мы познаем окружающий мир, а речь помогает нам описывать его.
Речь – одна из форм существования языка, напрямую связанная с мыслительной деятельностью. Речь способствует развитию высших отделов психики. Своевременное овладение речью – это фундамент для его успешного обучения и дальнейшей трудовой деятельности.
Интеллект и речь начинают развиваться с рождения (а некоторые специалисты считают, что еще и до). И, если речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде (ребенок-“Маугли” никогда говорить не будет, то интеллект - это результат умственных нагрузок и тренировок. Чем раньше начать развитие ребенка, тем больший потенциал можно раскрыть.
Нельзя также говорить о полноценном развитии человека, ребенка, без развития физического. Чем выше уровень развития движений, тем выше уровень физического и психического развития.
Так что же? Отдавать ребенка с пеленок в музыкальную или спортивную школу, в шахматный кружок и т. п.? (хотя сейчас найдется немало родителей, желающих это сделать). Ответ есть!
Специалистами подтвержден самый адекватный раннему возрасту способ развития интеллекта, речи, движений – это развитие мелкой моторики малышей – “пальчиковые игры”. Подтвержден, потому что этот способ существовал с незапамятных времен в традициях всех народов.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н. э. в Китае. И по сей день там очень распространены упражнения с пальцами и ладонями, которые приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Восточные медики установили, что по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка., среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае и Японии широко распространены игры для пальцев и ладоней с каменными и металлическими шарами, с грецкими орехами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность внутренних органов и систем, развивают координацию, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Индии самое первое и самое важное знание для молодых матерей – это массаж младенца. Прикосновения к ребенку после рождения стимулируют рост чувствительных нервных окончаний на теле, помогая включаться в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие. Импульсы, возникающие в рецепторах кожи и мышц, достигая коры головного мозга, оказывают подлинные чудеса, тонизируя центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующее воздействие на все системы и органы. А это особенно важно в первые дни жизни, когда, как говорят индусы, астральное тело входит в физическое и младенец решает жить ему или нет. Прикосновения матери играют в этом решении важнейшую роль.
Еще один пример: в общинах Южной Африки дети после рождения и до 4 лет телесно неразлучны с матерями (длительное ношение на спине, кормление до 4 раз в час, участие во всех видах домашней работы – богатейший сенсорный опыт - прикосновения многократные к крупам, тканям, нитям, пище и т. п.). Как результат – опережение в двигательном, моторном развитии детей европейцев на 1,5 – 2 года. Авиценна (Абу Али ибн-Сина) стал выдающимся ученым древности благодаря деятельности своего отца – сборщика податей (в наши дни – налоговый инспектор). В те времена собирать приходилось в буквальном смысле: руками, перебирать и сортировать монеты, ювелирные изделия, посуду из ценных металлов, драгоценные камни, жемчуг, ткани. Отец ибн-Сина занимался “натуральной бухгалтерией” и одновременно присматривал за младенцем, который ползал рядом и, как и все малыши, тут же начинал повторять действия и речь отца. Манипуляции руками с бесчисленным множеством повторяющихся предметов, их пересчет вслух, взвешивание на весах и руками позволили маленькому Абу развить одновременно феноменальные мануальный (ручной, вербальный (речевой) и др. формы интеллекта.
Традиции русской народной не менее богаты: пестушки, потешки, на любой режимный момент, сопровождаемые играми с пальчиками, поглаживанием, покачиваниями, колыбельные; участие в создании народной игрушки и предметов быта вместе с родителями, а также ручная работа по дому – все это являлось средой для ненасильственного, а естественного развития детей. “Сорока-белобока”, “Ладушки”, “Коза рогатая”, “Бирюльки” – это шедевры устного народного творчества.
Тонкая взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллекта была замечена и в XIX веке М. Монтессори, а до нее Этаром и Сегеном. М. Монтессори создала свою методику по развитию у детей сенсорики и моторики на основе повседневных дел.
Влияние развития тонкой моторики рук на речевые центры мозга изучалось и было подтверждено исследованиями многих известных ученых: Сеченовым, Павловым, Бехтеревым, Леонтьевым, Лурией.
Сейчас учеными Института физиологии детей и подростков АПН: М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой, Е. И. Исениной, Л. А. Панощенко и др. доказано, что тренировка пальцев, развитие мелкой моторики рукстимулирует развитие определенных зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка; формируют умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев и координация движения обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Для определения уровня развития детей первых лет жизни разработан простой, но информативный метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три – дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети.
Ученые – физиологи установили, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко к речевой моторной зоне. Взаимосвязь речевой и моторной зон проявляется также и в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот, сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Т. О. тренировка движений пальцев и кистей рук является мощнейшим средством, стимулирующим работу головного мозга и, следовательно, уровень развития интеллекта.
Что же такое “развитие тонкой моторики”, “пальчиковая гимнастика”, “пальчиковые игры”? Когда следует начинать тренировать пальцы рук ребенка?
Пальчиковая гимнастика – это пассивный массаж кистей и пальцев рук для детей от рождения до 1,5 лет, который включает в себя мягкий массаж пальчиков от кончиков к основанию (проминание, покручивание, потряхивание, сжимание, массаж кисти руки круговыми, спиральными и мнущими, похлопывающими движениями помогает освоить хватательные движения. Массаж большого пальца особенно важен. Сгибание и разгибание пальчиков стимулирует мозг. Важно научить держать его поверх кулачка.
Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается веселым стихотворением или народной потешкой. Народные потешки певучи, нежны, ритмичны, сопровождают все процессы в жизни маленького ребенка (одевание, купание, кормление, отход ко сну, воспитывают (привлекают внимание, успокаивают, веселят).
П. В. Киреевский (собиратель русского народного фольклора) говорил: “Кто не слыхал русской песни еще над своею колыбелью, и кого ее звуки не сопровождали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…”
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности, роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить, так как они являются для ребенка первыми в жизни художественными произведениями.
Современные стишки-потешки расширяют поэтический арсенал родителей и педагогов, но иногда поэтический язык оставляет желать лучшего. Но тут можно включать словотворчество самих родителей и педагогов, поправлять, переиначивать или сочинить свои стихотворные произведения.
Потешки и веселые стишки содержат многократные звукосочетания (та-та-та та-та-та, пожалуйте решета мучки просеять пирожки затеять, простые слова-хвостики (топ-топ, ах и ох, плих и плюх, звукоподражания (цок-цок-цок, га-га-га, гуль-гуль-гуль и т. п.)
Малыш, наблюдая за артикуляцией взрослого напрягает и расслабляет свой речевой аппарат, потом пытается произносить повторяющиеся слоги.
Кроме того, пальчиковая гимнастика обеспечивает телесный и эмоциональный контакт с мамой, так необходимый ребенку для развития. Малыш еще не понимает все слова, сказанные мамой, но улыбку мамы, нежные прикосновения, тепло рук и тела, родной голос, он понимает замечательно.
Как же правильно делать гимнастику под потешку?
0-6 мес.
С 2-3 недель можно начинать делать ребенку массаж во время переодевания, воздушных ванн, или в любой другой режимный момент, когда ребенок бодр и сыт.
• Поглаживания от головы до пяток
• Поглаживание руки малыша от кончиков пальцев к запястью
• Круговые движения с легким подавливанием от кончиков к основанию пальцев и ладони по часовой стрелке (просто по кругу и спиралью от центра ладони к внешнему краю)
• Щелчки по пальчикам
• Потягивание (легкие – суставчики мягкие) и круговые движения пальчиков в одну и другую сторону
• Похлопывание
• Сгибание в кулачок и разгибание пальчиков с особым вниманием к большому пальчику (он должен чаще оставаться поверх кулачка)
• Сжимание фаланг пальцев в ритме
• Массаж разминающий и поглаживающий тыльной стороны;
• Массаж поглаживающий, разминающий и похлопывающий рук от плеч до запястья;
• Разведение и сведение рук в стороны и за голову;
• Вложить в ручку ребенка большой палец (палец взрослого), другой рукой сомкнуть “кольцо” из большого и указательного пальца вокруг запястья малыша. Водить “кольцо” вперед-назад до локтя;
• Приподнимать, вынимать ребенка из кроватки в хвате за ваши большие пальцы;
• Складывать руку ребенка в кулачок, большие пальчики внутри, постукивать кулачками друг об друга.
Продолжительность занятий 1-2 минуты. Лучше проводить комплексный массаж всего тела, в который пальчиковая гимнастика входит как часть. Все упражнения проводятся нежно, без сильного нажима. Если ребенок проявляет беспокойство, плачет, сразу же прекратить, перенеся упражнения на другое время дня, или, вообще на следующий день. Важно, чтобы желание малыша и мамы совпадали. Для взрослого это не должно быть самоцелью, а малышу должно быть комфортно и приятно. Руки должны быть мягкими, без длинных ногтей и заусенцев, теплыми (можно греть под водой) и смазывать миндальным, абрикосовым, или другим натуральным маслом без запаха. Не кремом, потому как аллергические компоненты присутствуют даже в детских кремах.
Сенсорное развитие от рождения до 6 месяцев специально осуществлять нет необходимости. Пеленки, собственная одежда, одежда мамы разная по фактуре, вода, ванночка, погремушки разные на ощупь.
Но уже с шести месяцев жизнь ребенка изменяется, она наполняется движением, (сидение, ползание) сенсорный опыт неизмеримо расширяется. В этом возрасте можно выполнять более динамические упражнения. Продолжительность занятий увеличивается до 3-5 минут в день.
6 мес. – 1 год.
К уже используемым упражнениям добавляются:
• Поглаживание и растирание рукой или махровой рукавичкой;
• Постукивание (нужно делать легко, кончиками пальцев или ребром ладони);
• Сжимание пищащей игрушки;
• Хлопание в ладоши и по стопам;
• Соединение кончиков пальцев правой и левой руки (домик);
• Соединение большого пальчика с остальными по очереди;
• Удерживать ладошку на поверхности, приподнимая при этом пальчики вверх по очереди;
• Изображение руками животных (козу, улитку, собаку, птичку, жука, цыпленка, кошку, гуся, утку и т. п.); инструменты (молоточек, пила и т. п.);
Сенсорика:
• Сжимание мокрой губки во время купания;
• Откручивание крышек разного размера;
• Набирание воды в любые емкости (по силам);
И действия
• Собирание крупных! бусин, камешков, кубиков, пуговиц и т. п. ;
• Пересыпание круп, переливание воды;
• Рисование пальчиковыми красками (с 6 мес.);
• Игра с мячом (резиновым, можно массажным);
• Опутывать ручки и пальчики тесемочками, ниточками, игрушки на веревочках, тесемочках;
• Игра с коробками;
• Комкание бумаги, отрывание бумаги сразу разницу между книжкой и листочком показать – что можно рвать, а что - нельзя);
• Игра с прищепками;
• Конструкторы, кубики;
• Игры со счетом, дисковым телефоном,;
• Игры с пирамидками, вкладышами;
• Игры с мешочками, наполненными крупой, фасолью, шуршащей бумагой и развивающими промышленными игрушками;
• Игры на улице с песком, водой; трогать траву, ветки, деревья.
И т. п., на что способна фантазия родителей или педагогов. Занятия проводятся, когда ребенок сыт и бодр.
Можно постепенно приучать заниматься ребенка в одно и то же время, но если ребенок отказывается, капризничает или чем-то увлечен, можно перенести на другое время. Опять то жэе главный принцип – благоприятный эмоциональный настрой мамы и ребенка. В первую очередь – непосредственное общение, во вторую – занятия.
1 год – 3 года.
На смену пассивным упражнениям постепенно приходят подражательные самостоятельные игры с пальчиками.
• Пальчиковый театр – сказка на ладошке (ребенок вовлечен в процесс разыгрывания сказки, для него это жизнь + повышается собственная значимость – это “я” могу, это “я” делаю! + улучшение эмоционального состояния – сказкотерапевтический эффект);
• Материалы методики Марии Монтессори (вкладыши, сенсорные дощечки, миеры, ящички и т. п.);
• Рамки со шнуровкой, застежками, ремешками, липучками, кнопками, тесемками, пуговицами;
• Цветные лоскутки (ткани разной фактуры и цветов);
• Расскажи стихи руками – инсценировка текста стихотворений, потешек, коротких сказок при помощи пальчиковых фигур (лодочка, домик, воротики, стул, грибок, гнездо, птица и т. п.);
• Пальчиковые бассейны из круп, резаной шерсти и т. п. ;
• Игра в бусы “Бирюльки” – нанизывание или сортирование мягких предметов (бусинок, мозаики, счетных палочек, макаронин);
• Игра с магнитами;
• Лепка из соленого теста, глины, пластилина, обрывная аппликация, аппликация из смятых комочков, рисование пальчиками, ладошками, кулачком, ватными палочками, кисточкой, печатание степиком;
• В пальчиковых играх и упражнениях участвуют кисти и запястья, мышцы торса.
• Реципронные (перекрестные)движения (помогают образовываться большому количеству нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций).
3-4 года.
Мелкая моторика уже развита, но еще не сформирована (до 9 лет). С этого возраста возникает необходимость готовить руку к письму.
• Пальчиковые игры с сюжетом;
• Упражнения с ребристым карандашом, с детским эспандером, су-джок, массажным мячом, массажным ковриком;
• Вырезание ножницами;
• Шнуровка, выкладывание фигур из шнурка;
• Рисование всеми видами техник;
Художественное творчество
• Лабиринты, штриховки, обводилки, раскраски и т. п. ;
• Пальчиковые упражнения усложняются:
Согнуть пальчики, дотронувшись до основания;
Сгибание и разгибание разных пальчиков на руках;
Упражнение “ножницы” – разведение в стороны разных пальчиков ( например: указательного и всех остальных, указательного, среднего – безымянного и мизинца);
Перекрещивание пальцев;
Удерживание и вращение карандаша между пальцами;
Упражнения с канцелярскими резинками;
Упражнения со стопорами;
Игра на музыкальных инструментах;
“Колечки” из пальцев.
5-6 лет.
Пальчиковая гимнастика в 5-6 лет не менее важна, чем в 1,2,3 года. Так как только к семи годам развитие мелких мышц кистей рук заканчивается (некоторые специалисты считают, только к 9 годам мышцы кистей, а следовательно и мелкая моторика окончательно развиты)
• Пальчиковые игры, как часть двигательного упражнения для всего тела;
• Самомассаж рук и ступней;
• Игра “Золушка” или “Сортер” (разбирать крупы и зерна, или детали мозаики, бусины);
• Кинезиологические упражнения (межполушарное взаимодействие)
• Волшебные мешочки, тактильные мешочки и дощечки;
• Обводка трафаретов;
• Рисование и художественное творчество;
• Прописи;
• Игры с дыроколом, замочками и ключиками, подкручивание маленьких и больших волчков, скрепками и т. п. ;
Можно использовать комплекс упражнений на гармонизацию здоровья и стимуляцию работы всех систем организма – мудры – удерживание фигур из пальцев рук несколько минут + аромотерапия, цветовосприятие и др, а также упражнения из рефлексотерапии – стимуляция точек на ладонях, стопах, лице, голове, теле.
Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и нужно продолжать на протяжении всей жизни в комплексе с общим оздоровительным массажем, физкультурными упражнениями, спортивными занятиями, другими оздоровительными процедурами. Педагоги любого направления и работающие с детьми разных возрастов могут использовать пальчиковую гимнастику (в начале каждого урока, занятия) для стимуляции мозговой активности и повышения работоспособности, уровня усвоения материала, знаний.
Оптимальность этого способа подтверждают и последние научные открытия и многовековой человеческий опыт. Ибо известно, что при любом двигательном тренинге развивается в первую очередь не тело, а мозг.
Список литературы:
Гордеева Т. В. “Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами”
Изд. “Книголюб ” М. :2008 г.
Кислинская Г. А. “Гениальность на кончиках пальцев”
Изд. “Генезис” М. 2008 г.
Савина Л. П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”
Изд. “АСТ” 1999 г.
Сиротюк А. А. “Коррекция развития интеллекта дошкольников”
Изд. “Творческий центр Сфера” 2002 г.
Сиротюк А. А. “Упражнения для психомоторного развития дошкольников”
Изд. “Аркти” 2008 г.
Шанина С., Гаврилова А. “Играем пальчиками – развиваем речь”
Изд. “Дом “ХХШ век ”” 2008 г.
Янушко Е. А. “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года”
Изд. “Мозаика-Синтез” 2007 г.