Наталья Шестакова
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел I : Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта : «Пальчиками играем - речь развиваем»
Тип проекта : Долгосрочный
Название учреждения МДОУ д\с «Челночек» г. Балашов
Срок осуществления проекта сентябрь 2018 года – май 2019 года
Категория участников проекта Дети, родители, учитель –логопед, учитель – дефектолог.
Публикация «Проект „Пальчиками играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Раздел II : Содержательная часть проекта
1 Проблема:
В процессе своей работы мы заметили, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
И. Кант
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.
Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей ребенка – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Поэтому, мы пришли к выводу, что особенно актуальными методами, которые помогают в умственном и физическом развитии ребенка являются нетрадиционные и как оказалось, самые универсальные методы – это кинезиология, Су- джок терапия.
Кроме того, кинезиология и Су-Джок терапия относятся к здоровьесберегающим технологиям и не требуют никаких материальных и методических затрат.
Вследствие чего нами было принято решение систематически использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики в коррекционно-развивающем процессе. Что возможно сократит сроки коррекционной работы.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта - коррекционно - развивающая работа по совершенствованию движений кистей рук, а также развитию речи и психических процессов в целом у детей с ЗПР, с помощью не традиционных методов: су-джок терапии, кинезиологии.
Задачи проекта :
• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
• Использовать элементы кинезиологических упражнений на различных этапах работы.
• совершенствование высших психических функций мозга;
• развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.
4. Аннотация проекта
Проект проводился с детьми среднего дошкольного возраста имеющими задержку психического развития. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно. Нужно обратить их в интересные игры. Наряду с мелкой моторикой развиваются память, внимание, увеличивается словарный запас детей.
5. Планирование работы по реализации проекта.
1)Работа с педагогами по знакомству с су-джок приёмами, кинезиологическими упражнениями и их использованию.
2)Работа с детьми (организация в коррекционно-образовательной деятельности, в режимных моментах).
3)Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, приёмы кинезиологических упражнений, консультирование)
4)Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
• совершенствование лексико-грамматических категорий;
• совершенствование навыков пространственной ориентации.
• упражнения для развития общей и мелкой моторики.
В процессе использования кинезеологических упражнений (К. У.) и
Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-джок, К. У.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы.
Видеоматериалы.
Иллюстрации.
5. Практические действия.
Учитель - логопед Учитель - дефектолог
Су-джок терапия Кинезиологические упражнения
Массаж кистей, стоп и пальцев. Упражнения «Кулак – ребро – ладонь»; «Оладушки»; «Лягушка»; «Лезгинка»; «Пальчики здороваются» и др.
Проводим поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с правилами их использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование в соответствии с потребностями и желаниями.
При организации работы мы придерживаемся следующих требований.
Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).
Эмоциональное сопровождение:
• атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
• доброжелательный настрой;
• заинтересованность логопеда в успехах детей;
• собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
6. Предполагаемый результат проекта :
В результате использования нетрадиционных методов мы ожидаем:
• благоприятное воздействие на весь организм;
• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
• развитие координация движений и мелкой моторики;
• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
• развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга
Вариативность использования в коррекционной практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон позволяет добиться следующих преимуществ:
• сократить сроки коррекционной работы;
• повысить качество работы;
• снизить энергетические затраты;
• наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
7. Предполагаемые продукты.
Внешние продукты:
Картотека пальчиковых игр
Консультации, рекомендации и буклеты для родителей
Внутренние продукты:
Улучшение речи дошкольников, развитие координации движений, совершенствование артикуляционного аппарата
8. Вывод:
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации познавательной и речевой деятельности.
Таким образом, су - джок терапия и кинезиология – это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные методы самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на психоречевое развитие.
Следовательно, использование су – джок терапии и кинезиологии способствует коррекции речевых нарушений у детей, а также активизации интеллектуальных и познавательных процессов.
9. Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. -Ростов Н/ Д: Феникс,2011
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. С. -П. 2005.
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
6. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения.
7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения. -М. :ТЦ Сфера, 2003.
9. Сиротюк Л. А. Изучение детей с учетом психофизиологии. М. ,2000
10. Сиротюк Л. А. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М. ,2005.
11. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.