Получи документы

Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»

Наталья Шестакова
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел I : Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта : «Пальчиками играем - речь развиваем»

Тип проекта : Долгосрочный

Название учреждения МДОУ д\с «Челночек» г. Балашов

Срок осуществления проекта сентябрь 2018 года – май 2019 года

Категория участников проекта Дети, родители, учитель –логопед, учитель – дефектолог.

Темочки:

Раздел II : Содержательная часть проекта

1 Проблема:

В процессе своей работы мы заметили, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

Рука является вышедшим

наружу головным мозгом.

И. Кант

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей ребенка – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Поэтому, мы пришли к выводу, что особенно актуальными методами, которые помогают в умственном и физическом развитии ребенка являются нетрадиционные и как оказалось, самые универсальные методы – это кинезиология, Су- джок терапия.

Кроме того, кинезиология и Су-Джок терапия относятся к здоровьесберегающим технологиям и не требуют никаких материальных и методических затрат.

Вследствие чего нами было принято решение систематически использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики в коррекционно-развивающем процессе. Что возможно сократит сроки коррекционной работы.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта - коррекционно - развивающая работа по совершенствованию движений кистей рук, а также развитию речи и психических процессов в целом у детей с ЗПР, с помощью не традиционных методов: су-джок терапии, кинезиологии.

Задачи проекта :

• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

• Использовать элементы кинезиологических упражнений на различных этапах работы.

• совершенствование высших психических функций мозга;

развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

4. Аннотация проекта

Проект проводился с детьми среднего дошкольного возраста имеющими задержку психического развития. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно. Нужно обратить их в интересные игры. Наряду с мелкой моторикой развиваются память, внимание, увеличивается словарный запас детей.

5. Планирование работы по реализации проекта.

1)Работа с педагогами по знакомству с су-джок приёмами, кинезиологическими упражнениями и их использованию.

2)Работа с детьми (организация в коррекционно-образовательной деятельности, в режимных моментах).

3)Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, приёмы кинезиологических упражнений, консультирование)

4)Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

развитие фонематического слуха и восприятия;

• коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

• совершенствование лексико-грамматических категорий;

• совершенствование навыков пространственной ориентации.

• упражнения для развития общей и мелкой моторики.

В процессе использования кинезеологических упражнений (К. У.) и

Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-джок, К. У.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

Схемы.

Видеоматериалы.

Иллюстрации.

5. Практические действия.

Учитель - логопед Учитель - дефектолог

Су-джок терапия Кинезиологические упражнения

Массаж кистей, стоп и пальцев. Упражнения «Кулак – ребро – ладонь»; «Оладушки»; «Лягушка»; «Лезгинка»; «Пальчики здороваются» и др.

Проводим поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с правилами их использования.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап.

Самостоятельное использование в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

• атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

• доброжелательный настрой;

• заинтересованность логопеда в успехах детей;

• собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

6. Предполагаемый результат проекта :

В результате использования нетрадиционных методов мы ожидаем:

• благоприятное воздействие на весь организм;

• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

развитие координация движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга

Вариативность использования в коррекционной практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон позволяет добиться следующих преимуществ:

• сократить сроки коррекционной работы;

• повысить качество работы;

• снизить энергетические затраты;

• наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

7. Предполагаемые продукты.

Внешние продукты:

Картотека пальчиковых игр

Консультации, рекомендации и буклеты для родителей

Внутренние продукты:

Улучшение речи дошкольников, развитие координации движений, совершенствование артикуляционного аппарата

8. Вывод:

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации познавательной и речевой деятельности.

Таким образом, су - джок терапия и кинезиология – это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные методы самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на психоречевое развитие.

Следовательно, использование су – джок терапии и кинезиологии способствует коррекции речевых нарушений у детей, а также активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

9. Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. -Ростов Н/ Д: Феникс,2011

3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. С. -П. 2005.

4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

6. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения.

7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения. -М. :ТЦ Сфера, 2003.

9. Сиротюк Л. А. Изучение детей с учетом психофизиологии. М. ,2000

10. Сиротюк Л. А. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М. ,2005.

11. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»
Опубликовано: 9 августа 2020 в 12:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шестакова (УИ 552850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД