МААМ-картинки

Проект «Ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»

Сечкарева Любовь
Проект «Ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентября 2018г. – май 2019г.).

Актуальность:

Дошкольное образование – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и к другим людям. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Публикация «Проект „Ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах

Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, получать определенные знания в области экологии – это главные задачи экологической работы в детском саду.

Цель:

Разработать систему работы для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, развитию познавательного интереса к миру природы.

Задачи проекта:

1. Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.

2. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природе.

3. Воспитывать привычку заботиться о растениях, беречь их.

4. Познакомить с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена).

5. Сформировать представления о растении как о живом существе, зависящем от света, тепла, воды и почвы; о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение).

6. Дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком, лекарственных растениях.

7. Познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми комнатными растениями.

8. Развивать у детей познавательный интерес к комнатным растениям, путем коллективных и индивидуальных наблюдений, организации трудовой деятельности, слушания рассказов воспитателя, делать зарисовки в «Дневнике наблюдений», развивать умение чувствовать растение, как живое существо.

9. Создать условия для наблюдений, экспериментирования. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми.

Название итогового мероприятия проекта: «Мы сажаем огород».

Ожидаемые результаты:

Дети:

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней.

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Воспитатели:

Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.

Понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Продукт проектной деятельности: стенгазета с фотографиями, «Дневник наблюдений» (в котором так же собраны правила поведения в природе, выставка детских работ из природного материала «Осенняя фантазия», кормушки для птиц (сделанные совместно с воспитателем).

Этапы проекта:

Подготовительный этап

• Сбор методической литературы по теме проекта.

• Подбор наглядного демонстрационного материала.

• Подбор игр по данной тематике.

Основной этап

• Пересадка комнатных растений.

• Проведение опытов («С какой стороны листа в растение проникает воздух?», «Почему растения тянутся к свету?», «Как влияет солнечный свет на растение?»).

• Знакомство с лекарственными растениями.

• Наблюдения на прогулке.

• Труд в уголке природы.

• Зарисовки детьми в «Дневнике наблюдений».

• Изготовление кормушек совместно с воспитателем.

• Выращивание рассады для огорода.

Завершающий этап

• Итоговое мероприятие «Мы сажаем огород» (высадка рассады в грунт).

• Подведение итогов реализации проекта.

Перспективный план по реализации проекта

Подготовительный этап.

Сентябрь.

Познавательное развитие: «Что такое живая природа?»

Цель: закрепить понятия «природа» и «не природа», «живая» природа. Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться.

Словарь: живая природа, дыхание, размножение.

Материал: карточки «живая и не живая природа», комнатные растения – каланхое, губка с водой, пророщенные растения «курочка Ряба».

На прогулке: сбор овощей на огороде, семян в цветнике, очистка огорода от веток и корней, сбор гербария, перекопка земли, перенос цветущих растений в группу (бархатцы, космея, астры). Посадка клубней тюльпанов в цветнике.

Уголок природы: выставка овощей, уход за растениями, зарисовка в «Дневнике наблюдений» - окрас листьев на деревьях участка детского сада.

Дидактические игры с овощами (форма, цвет, вкус, загадки, настольные и сюжетно-ролевые игры, лепка овощей и фруктов, аппликация, рисование, рассматривание картин, иллюстраций.

Опыт: «С какой стороны листа в растение проникает воздух?»

Материал: цветок в горшочке, вазелин.

Вывод: листья, на которые вазелин был нанесен снизу завяли. Растения дышат нижней частью листа.

Познавательное развитие: Осенняя сказка «Почему желтеют листья?»

Цель: раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращенность светового дня, состояние растений – зависимость от условий внешней среды (короткий световой день).

Познавательное развитие: «Вершки-корешки».

Цель: Продолжать знакомить с овощными культурами (две части растений: вершки – надземная и корешки – подземная). Научить выбирать у растения съедобную часть: корешок или вершок. Назвать растения у которого съедобные и вершки и корешки (петрушка, лук). Развивать умение по части находить целое.

Словарь: вершки, корешки, ботва.

Материал: муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, свекла, рисунки корешков и вершков овощей.

Основной этап

Октябрь.

Опыт: «Почему растения тянутся к свету?»

Материал: комнатные растения.

Ставим растение у окна на 3 дня. Потом поворачиваем на 180 градусов и оставляем еще на 3 дня.

Вывод: листья тянутся к свету.

Совместная деятельность:

1. Рассматривание и сравнение двух комнатных растений: фиалка и герань.

2. Внесение и посадка луковиц зефирантеса (выскочка) в горшочек с почвой и начало наблюдений.

3. Рассматривание и наблюдение за лилией (появление стрелки с бутонами, цветение).

На прогулке: почки на деревьях после опадания листьев (их назначение, приспособление). Различение деревьев по коре, плодам, оставшимся листьям.

Игры: «Узнай по описанию», «Следопыты», «Что сначала, что потом», «Части -целое», «Цветет, растет, зреет», «Что лишнее?».

Выставки поделок «Осенняя фантазия».

Ноябрь.

Внесение, рассматривание и посадка отростка алоэ (с проросшими корешками) в горшочек с почвой.

Рассказ воспитателя о свойствах этого растения (лекарственное).

Показ других лекарственных растений (на иллюстрациях) – ромашка, мать и мачеха, календула (ноготки).

На прогулке: установка кормушек для птиц, сбор рябины, семян березы, ольхи для корма. Рассматривание хвои сосны, ели.

Загадки.

Игры: «Что лишнее?», «С какого дерева лист?», «Узнай по описанию», «Времена года».

Декабрь.

Познавательное развитие: «Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней?

Цель: рассказать:

о строении ели (ствол; ветви; иголки зеленые, короткие, колючие, расположенные по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами). Отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам).

об экономном испарении влаги, что позволяет легко переносить зимний «водный голод».

о роли ели в жизни животных: для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа – дом; для клеста и дом и столовая.

Сформировать бережное отношение к елочками.

Словарь: хвоя, хвойное дерево, ель, клест.

Материал: веточка ели, шишки, игрушечный заяц, рисунки обнаженных деревьев и ели.

На прогулке: кора деревьев - защита от замерзания. Сбор снега к стволам. Подкормка птиц.

Труд в уголке природы: определение необходимости поливки, рыхление, очистка от пыли и другой уход за комнатными растениями.

Зарисовки в «Дневник наблюдений».

Оформление родительского уголка по теме: «Зимние наблюдения».

Январь.

Познавательное развитие: «Кто как зимует: жизнь растений зимой».

Цель: рассказать о состоянии растений поздней осенью и зимой, способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя); как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли, о связи между состоянием растений и условиями среды (недостаточно света, холодно, вода и земля замерзли). Сформировать бережное отношение к растениям.

Словарь: запас питательных веществ, состояние покоя.

Прогулка: красота деревьев в любую погоду; срезать веточки, поставить в воду, начать наблюдение (конец января: тополь, сирень).

В уголке природы: наблюдение за фиалками, зефирантесом, каланхоэ (прорастание деток); наблюдение за ветками.

Рассматривание картин: «Снегири» И. Бродская, «Лес зимой в снегу».

Посадка корнеплодов (морковь, капуста, начать наблюдение.

Посадка лука на перо (коллективно, начать наблюдение.

Делать зарисовки в «Дневнике наблюдений» (конец января, февраль).

Февраль.

Посадка семян огурцов на рассаду (конец февраля). Ежедневные наблюдения.

Наблюдение за луком; уход; срезка в пищу.

Познавательное развитие: «Всем ли нужна вода?»

Цель: Сформировать представление о потребности комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими тонкими листьями нужно много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие – с плотными толстыми листьями, стеблями – засухоустойчивые, родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения.

Материал: пособие «Пустыня», «Влажные тропические леса», комнатные растения (кактус – колеус, алоэ – бальзамин, циперус – толстянка).

Организация дежурств в уголке природы (с зарисовками наблюдений за ростом и развитием растений).

Труд: уборка снега к стволам деревьев, уборка веток.

Игры: «Чьи следы?», «Части – целое», «Где чей дом?»

Рассматривание картин: «Зимний пейзаж», «Взятие снежного городка» В. Суриков.

Март

Пересадка комнатных растений (мытье горшочков, очистка). Определение необходимости пересадки комнатных растений (осмотр донного отверстия цветочного горшка).

Весенние посадки растений в уголке природы.

Опыты: сбор талой воды для полива растений (зефирантес, лилия). Наблюдение за цветущими фиалками. Как влияет солнечный свет на растение? Обрезка деревьев.

Игра «Узнай, что это?» (определение по части изображения комнатного растения, дерева, цветка).

Рассматривание картин: К. Юон «Мартовское солнце» и «Конец зимы».

Плакаты об охране природы и животных.

Апрель.

Ежедневные наблюдения и уход за рассадой огурцов, цветущими комнатными растениями, морковью, луком.

Сокодвижение растений, цветение орешника, вербы, березы, распускание почек, крона березы.

Появление первоцветов: ветреница, фиалка, мать и мачеха, рост тюльпанов (которые посадили в сентябре).посев на огороде (конец месяца)укропа, петрушки, моркови, лука.

Размножение комнатных растений отделением «деток» (луковичных, семенами (каланхоэ).

Познавательное развитие: «Вот труба – над нею дым».

Цель: Рассказать о роли растений в поддержании чистоты воздуха; источниках загрязнения атмосферного воздуха, как они влияют на наше здоровье. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Сформулировать правила экологической безопасности.

Словарь: растения – пылесосы (тополь, смог.

Материал: иллюстрации, фотографии с изображением заводских труб, смогов, автомобильных дорог, игрушка Карлсон.

Заключительный этап

Май.

Появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов.

Цветение декоративных трав (одуванчик, первоцвет, сурепка).

Цветение березы, распускание листьев дуба, липы, цветение черемухи, плодовых деревьев, сравнение цветов вишни, яблони.

Уголок природы: подкормка комнатных растений; выращивание рассады капусты, кабачков, огурцов, высадка в грунт.

Перекопка грядок, посадка мальвы, бархатцев. Посадка рассады на огороде и клумбах.

Выполнение разнообразных видов ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, прореживание).

Познавательное развитие: «Без билета по белу свету: летающие семена».

Цель: учить различать плоды и семена деревьев, кустарников и цветов ближайшего окружения. Рассказать, что растения вырастают из семян (на примере одуванчиков). Раскрыть способы перемещения семян растений (с помощью ветра, животных и человека). Сформировать бережное отношение к плодам и семенам растений.

Дидактическая игра «Кто разносит семена?».

Словарь: парашютики, крылатки.

Материал: семена и плоды различных растений (крылатки, парашютики, желуди, шишки, орехи, каштаны, комплект карточек «Одуванчик».

Чтение М. Пришвина «Золотой луг».

Рассматривание картин «Голубая весна» В. Бакшеев, «Зеленый шум» А. Рылов.

Плакаты об охране природы (пожарная безопасность).

Результаты проектной деятельности: у детей сформирован активный познавательный интерес к миру природы и способам поведения в ней, расширились знания о комнатных растениях и растениях участка, получены представления о связях растений с животным миром и человеком, лекарственных растениях.

Вывод: через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Список литературы:

• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2009.

• Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

• Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб., 2001.

• Шорыгина Т. А. стихи и сказки о родной природе. – 2006.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон»Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема проекта: «Лимон». Тип проекта: информационно-познавательный,.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»
Опубликовано: 13 января 2020 в 18:27
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ознакомление с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Сечкарева Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД