Наталья Сенють
Проект оздоровительной деятельности МКДОУ «Приреченский детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект оздоровительной деятельности
МКДОУ «Приреченский детский сад»
Авторы проекта : Инструктор по физическому воспитанию Сенють Наталья Владимировна
Участники проекта : инструктор по физической культуре, дети всех возрастных групп, воспитатели групп, родители.
Тип проекта : долговременный
Срок реализации: апрель 2013 г. по май 2014 г.
Постановка проблемы
Публикация «Проект оздоровительной деятельности МКДОУ „Приреченский детский сад“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лниться.
Такого челвека мы и длжны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть раззличные пути и возможности.
Цель проекта :
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта :
1. Активизировать мотивацию сотрудников ДОУ к увеличению эффективности оздоровительной работы ДОУ
2. Активизировать мотивацию родителей, дети которых посещают ДОУ в поддержке деятельности по оздоровлению детей.
3. Разработать стратегию улучшения здоровья детей
4. Формировать у детей и родителей потребность в осуществлении здорового образа жизни.
5. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой, внедряя в работу нетрадиционные методы оздоровления, разработанные Т. В. Нестерюк «Гимнастика маленьких волшебников».
Ресурсное обеспечение программы:
Программно-методическое обеспечение базируется на традиционной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. А. Комаровой.
Физическое развитие детей в детском саду осуществляется руководителем физического воспитания на основе методических рекомендаций к «программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. А. Комаровой.
Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздорови-тельной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:
• медицинский кабинет;
• изолятор для временного пребывания заболевшего ребёнка;
• туалетное помещение.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения.
В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием.
В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Направление работы по профилактике заболеваемости
Мониторинг здоровья Рациональная организация двигательной активности Система закаливания Лечебно-профилактическая работа Использование нетрадиционного оздоровления Психогигиенические мероприятия Система работы с родителями
- осмотр детей специалистами
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца
- мониторинг заболеваемости детей
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики,
физкультминуток
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
- гибкий режим дня
- постоянный контроль за осанкой
-профилактика плоскостопия
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
- витаминизация третьего блюда
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использов-м оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультур
но-оздорови-
тельной работе ДОУ
Соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года; для неблагоприятной погоды
- Отработка вариантов режима в период карантинов и повышенной заболеваемости
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
-Проветривание
- Кварцевание Индивидуальный под-
Ход к детям с учетом:
- Индивидуальных особенностей организма
- Влияния факторов, способствующих
частым заболеваниям
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на
улице с элементами подвижных игр
Развитие моторики
Массаж:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Обширное обтирание водой
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
Профилактика:
- Плоскостопия
- Нарушений осанки
- Нарушений зрения
Мероприятия:
- гимнастика для глаз
- Ходьба по «Дорожке здоровья» и т. д.
Оздоровительная и профилактическая работа
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
- Игровой массаж («Гимнастика маленьких волшебников» Нестерюк Т. В.)
- Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой, гигиена носа и т. д.
- Профилактика простудных заболеваний: витаминизация, чесночные ожерелья
- Дыхательная гимнастика
- Профилактика нарушений зрения, осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья»,
Занятия на тренажерах и т. д.
Оздоровительные мероприятия для детей,
часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
- Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий
- Щадящий индивидуальный режим
- Рациональное питание с обогащением пищи витаминами. Прием витаминов и фитанцидов
- Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.
Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных
занятий, физических упражнений после дневного сна. Обязательное включение физических упражнений с
произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.
- Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды
Ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.
Схема закаливания детей
Требования к проведению закаливания:
• Учет индивидуальных особенностей ребенка
• Положительные реакции ребёнка на закаливание
• Непрерывность закаливания
• Постоянные консультации с педиатром
• Согласие родителей
Характер действия Метод Методика Противопоказания Кто проводит
Воздух Утренняя гимнастика Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе.
Медицинский отвод после болезни Воспитатель, инструктор по физ. воспитанию
Прогулка Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону Воспитатель, инструктор по физ. воспитанию
Сон в проветренном помещении Учитывать физическое и соматическое состояние детей Температура воздуха в спальне ниже 14 С Воспитатель
Воздушные контрастные ванны.
Гимнастика после сна. Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате)
Использование «дорожек здоровья»
Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний. Воспитатель, инструктор по физ. воспитанию
Хождение босиком Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья. Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода Воспитатель, инструктор по физ. воспитанию
Вода Полоскание рта Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.
Нет Воспитатель
Мытье рук, ног Постепенное обучение, начиная с раннего возраста Наличие медицинского отвода Воспитатель
Туалет носа Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой
Нет Воспитатель
Солнце Прогулка. Солнечные ванны.
Свето-воздушные ванны. Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня).
Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры Хронические заболевания, температура свыше 30 С Воспитатель, инструктор по физ. воспитанию
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня с детьми
Режимный момент Содержание Организационно - методические указания
1. Утренний прием
а) функциональная музыка
б) элементы словотерапии
в) оздоровительные процедуры а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое
б) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок
в) строгое соблюдение дозировки
2. Утренняя гимнастика
комплекс ОРУ
Подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование игрушек и атрибутов
3. Свободная деятельность
а) словотерапия
б) игровая деятельность
в) индивидуальная работа чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми
настольные игры с любимыми игрушками
4. Умывание
мытье рук с произнесением потешек использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа
5. Завтрак
а) эстетическое оформление блюд
б) спокойный тон педагогов
в) гигиеническое полоскание рта
г) прием витаминов, фитонцидов а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока
б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей
в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта
г) профилактика простудных заболеваний
6. Занятия а) Динамические (физкультурное, музыкальное)
б) занятия со статическим положением тела а) занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «мышечной радости», радости от пения, танца и т. д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки
б) использование физкультминуток, игровых и двигательных заданий; достижение эффекта «радости».
7. Свободная деятельность а) словотерапия
б) игровая деятельность
в) индивидуальная работа чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми
настольные игры с любимыми игрушками
8. Подготовка к прогулке, прогулка а) одевание
б) наблюдение
в) игры
г) воздушные и солнечные ванны
д) зимние забавы
е) дыхательные и физические упражнения а, б) использование художественного слова
в) подвижные игры, художественное слово
г) дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям
д) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках
е) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений.
9. Возвращение с прогулки использование художественного слова
10. Подготовка к обеду, обед а) эстетическое оформление блюд
б) спокойный тон педагогов
в) гигиеническое полоскание рта
г) прием витаминов, фитонцидов а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока
б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей
в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта
г) профилактика простудных заболеваний
11. Подготовка ко сну а) закаливающие мероприятия
б) функциональная музыка
в) разрешение брать с собой игрушки
укрывание и поглаживание детей
г) сон в хорошо проветренном помещении
д) соблюдение тишины а) воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа
б) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое
в) укладывание любимых игрушек спать, пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове
г) проветривание в период прогулки детей
д) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»
12. Подъем детей, гимнастика после сна а) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки
б) хождение по «дорожке здоровья»
в) одевание а) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя
б) профилактика плоскостопия, закаливающая процедура.
в) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок
13. Полдник а) эстетическое оформление блюд
б) спокойный тон педагогов
в) гигиеническое полоскание рта
г) прием витаминов, фитонцидов а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока
б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей
в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта
г) профилактика простудных заболеваний
14. Свободная деятельность, оздоровительные процедуры а) оздоровительные процедуры
б) словотерапия
в) игровая деятельность
г) индивидуальная работа а) строгое соблюдение дозировки
б)чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми
в)настольные игры с любимыми игрушками
План профилактических мероприятий для детей на день
Мероприятия Младшая-средняя группа Старшая-подготовительная группа
Прием витаминов Ежедневно ежедневно
Утренняя гимнастика 850905 830 850
Физкультминутки Во время занятия Во время занятия
Гимнастика для глаз Во время занятия Во время занятия
Релаксация После занятия – 1 минута После занятия – 1 минута
Прогулка 1000 1130 1040 1140
УФО помещения, проветривание 1110 1120 1120 1130
Мытье рук,
полоскание рта,
дневной сон По режиму
После приема пищи
По режиму По режиму
После приема пищи
По режиму
Гимнастика после сна 1500 1510 1500 1510
Дыхательная гимнастика
(3 раза в день) 830, 1110, 1520 850, 1130, 1520
Игровой массаж 1135, между занятиями 1145, между занятиями
Подвижные игры:
Утренний период, прогулка Ежедневно Ежедневно
План профилактических мероприятий
в группах на год
Периоды Мероприятия Дата
проведения
Подготовительный
- витаминотерапия (поливитамины)
- дыхательная гимнастика
- физкультура на свежем воздухе
Сентябрь
Повышенной заболеваемости - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима)
- обеззараживание воздуха (бактерицидные лампы)
- дыхательная гимнастика
Октябрь - ноябрь
Реабилитации и подготовки к периоду гриппа -витаминотерапия
- дыхательная гимнастика
Декабрь
Период гриппа
- витаминотерапия
- натуропатия (чесночные бусы)
- обеззараживание воздуха
- дыхательная гимнастика
Январь
- витаминотерапия
- дыхательная гимнастика Февраль
Реабилитация -приём витаминов
- дыхательная гимнастика
Март
Повышенной заболеваемости -игровой массаж/ пальчиковая гимнастика
- витаминотерапия
- физкультура на свежем воздухе
Апрель
- игровой массаж
- физкультура на свежем воздухе Май
Летней оздоровительной работы -использование естественных сил природы
- физкультура на свежем воздухе
- игровой массаж
- дыхательная гимнастика
Июль - август
- Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и до-ма, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с инди-видуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на ос-нове учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
Работа с семьей
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей
Просветительское Культурно - досуговое Психофизическое
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Анкетирование, тесты, опросы
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Круглый стол
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
- Организация вечеров вопросов и ответов.
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
- Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми
- Тренинги, семинары – практикумы.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Овладение навыками самооздоровления.
3. Снижение уровня заболеваемости.
4. Повышение показателей двигательной активности детей.
5. Повышение интереса к занятиям по физической культуре.
6. Родители через участие в совместной детско-родительской физкультурной деятельности станут активными членами воспитательного процесса.