Елена Пентина
Проект «Здравствуй, детский сад!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД»
(АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
2 младшая группа №3 «Солнышко»
Авторы: психолог Стародынова Т. В., воспитатель группы Пентина Е. В.
Информационная карта проекта.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (2 МЕСЯЦА)
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
Проект : краткосрочный (сентябрь – октябрь).
Участники: психолог, воспитатель, дети 2 младшей группы, родители.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта : успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта :
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и осознании разных социальных ролей.
3. Повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
4. Способность положительному психо –эмоциональному развитию каждого ребенка.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое развитие).
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• Составление перспективного плана мероприятий проекта;
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
• Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;
• Пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом:
• Подготовка наборов игр, в которых задействованы кисти рук;
• Подбор конспектов адаптационных занятий;
• Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
• Анкетирование родителей «Давайте познакомимся».
2. Основной этап:
Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3. Заключительный этап:
• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• Анкетирование родителей по итогам адаптации.
• Конкурс «Вторая жизнь вещей»
• Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках» (в группе, «Понимаем ли мы друг друга» (в рамках сада)
• Представление информации на сайте ДОУ
• Презентация проекта для родителей :
• выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем»,
• Изготовление лэпбука «За всякое дело берись умело» - развитие у малышей навыков самообслуживания.
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить).
-засыпание с любимой игрушкой.
- рассказывание и чтение сказок перед сном.
- игровые методы взаимодействия с ребенком.
-релаксационные игры.
Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
Формы работы с родителями
Месяц Тема Формы работы Ответственный
Сентябрь
«Знакомство родителей с группой и воспитателем»,
«Давайте познакомимся» Организационное родительское собрание «Здоровье детей в наших руках» Воспитатель
Психолог
Мед. сестра
Мед. ортоптистка
Особенности развития детей 3-4 лет. «Адаптация без слез» Анкетирование родителей Воспитатель
Гигиенические требование к одежде ребенка Оформление папки –передвижки Воспитатель
Оформление буклетов для родителей Воспитатель
Беседы с родителями Воспитатель
Адаптация детей к детскому саду Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду. Воспитатель Психолог
Октябрь «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем» Оформление фотовыставки
Воспитатель
Образовательная деятельность оформление фотовыставки с занятий по развитию речи, рисованию, аппликации. Воспитатель
Отчет по адаптации детей.
«Вопросы родителей» Родительское собрание «Понимаем ли мы друг друга» Воспитатель
«Анкета по адаптации» Индивидуальные беседы.
Итоговое анкетирование родителей по адаптации детей Психолог
Воспитатель
Перспективное планирование по проекту «Здравствуй, детский сад!»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Месяц Мероприятие Задачи Ответственный
Сентябрь
Игра –знакомство «Давай познакомимся».
Игра «Ласковые имена».
Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).
Утренняя гимнастика:
«В гостях у деток», «Погремушка», «Мы топаем».
Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.
- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»;
«Зайчик», «Мячик»,
«Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».
П/ игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»
Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Зайчик», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»
-Чтение и заучивание потешки «Ай лады, лады, лады».
Рассматривание альбома «Осень».
Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши.
Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими).
Игры с песком в песочнице.
Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»
Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».
Гимнастики после дневного сна, закаливающие процедуры
Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов».
Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок –смоляной бочок».
Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба», «Репка» и др. - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.
- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.
-расширять ориентировку в ближайшем окружении.
- снятие эмоционального напряжения.
- формирование культурно – гигиенических навыков
- создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем.
- развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано,
-развитие способности к подражанию.
-развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.
Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста.
- приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.
- развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру.
-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.
- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам.
- тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем.
- Оказание успокаивающего действия на нервную систему.
-снятие эмоционального напряжения у детей.
-развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.
- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания.
-создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов.
Воспитатель, психолог
Мед. сестра
Месяц Мероприятие Задачи Ответственный
Октябрь Игра: «Утреннее приветствие».
(повторяется каждое утро) (первая неделя)
«Мыльные пузыри»
(вторая неделя)
Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», хоровод с куклой».
Утренняя гимнастика:
«Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок».
Дыхательные гимнастики во время ОД: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие».
пальчиковые гимнастики: «Сидели два медведя», «Летела Муха», «Пальчик о пальчик», «Моя семья».
Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки».
Нетрадиционное рисование пальчиками «Веселый мухомор», «Дождик».
Слушание музыки
Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми.
Трудовые поручения на прогулке: сбор опавших листьев.
П/И «Зайка серенький сидит», «Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили».
Центр для детей «Здравствуй, я пришел!» -создание положительного климата в группе, развитие навыков общения.
-снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности.
- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
- развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения.
- развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем.
- развитие речевого общения, расширение словарного запаса.
- снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
-настроить на положительные эмоции.
-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.
- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам
- упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;
— быстро убегать, находить свое место;
— быть осторожными, занимая место, не толкать
Прививать интерес к детскому саду, отражать с помощью смайлика настроение у фотографии ребенка. Воспитатель
Ожидаемые результаты:
1. Благоприятный адаптационный период детей 3-4 лет.
2. Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
3. Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
4. Повысится уровень компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
Результаты проекта :
1. Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.
2. Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.
Список литературы
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М. :Учитель,2006.
2. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание № 8, 2001.
3. Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.