Крамаренко Наталья Михайловна
Проект «Ответственное родительство» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект ориентирован на защиту и охрану прав детства
Паспорт проекта
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Вид проекта : информационно-ориентированный, творческий
Форма работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, взаимодействия с родителями
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта :воспитанники группы, воспитатели группы, родители
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Ответственное родительство“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
В обществе семья рассматривается как первая социальная общность, в которой закладываются самые первые основы личностных качеств ребенка. Именно семья занимает главное место в воспитании ребенка. Как говорится первый институт, с которым ребенок впервые встречается в жизни и самое главное является его частью. Семья занимает центральное положение в воспитании и осваивании первых ценностей, формирования мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт. И тут же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляется любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Таким образом, все это можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей.
В современном мире все чаще и чаще возникают ситуации жестокого обращения в семье. Угасает культура семейного воспитания. Связь была потеряна между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения еще в 90-е годы. Родителей больше интересует материальное благополучие семьи.
Родители являются законными представителями своих детей и должны вступать в защиту их прав и интересов. Семья несет ответственность за ребенка и соблюдения его прав. Воспитание - это задача не только педагогов, но и родителей.
Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как, обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Взрослым очень сложно понять и принять то, что ребенок равноправный с ними человек, обладающий правом на собственное мнение и поступки. Права ребенка, как права любого человека,нужно уважать и не нарушать. Взрослые люди имеют больше возможности для защиты своих прав, чем дети. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительней, чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви, заботе, понимании и доверии. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Знание своих прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательства со стороны других людей. Обладая такими правами у ребенка, есть возможность само реализоваться, раскрыться как личность. Воспитатели ДОУ обязаны не только знать, но и соблюдать права ребенка, а также готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребенка. Наши дети это наше будущее. Будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит все от нас, взрослых.
Цель проекта
Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей наглядно-образного представления о правах,закрепленных в Конвенции ООН. Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.
Задачи:
Для детей :
• Познакомить с понятием «право»;
• Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально - правовыми нормами и правилами поведения;
• Дать возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей;
• Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям не зависимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
• Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Для родителей :
• Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка»;
• Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей;
• Активировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;
• Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей;
• Закрепить знания родителей воспринимать ребенка как личность;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат по проекту :
• Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребенка», научатся применять их в жизни
• Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка
• Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувство самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы
• Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки.
• Дети стали бережно относится к живому миру природы.
• Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
• Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
• У родителей повысился интерес к жизни группы
Этапы реализации проекта
1 этап проекта :
подготовительный
2 этап проекта :
практический
3 этап проекта :
заключительный
Содержание работы с детьми и семьей по образовательным областям
Речевое развитие:
Беседы с детьми на тему:
«Конвенция о правах ребенка»,«Право ребенка на игру, отдых и развлечение»», «Право ребенка на охрану физического здоровья», «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»,«Право ребенка на полноценное здоровье питание», «Мой дом - моя крепость», «Как дружить без ссоры»,«Жизнь дана на добрые дела», «Право ребенка на семью»
Словесные игры: «Скажи свое имя ласково»
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики»
Познавательное развитие:
Ситуативные разговоры: «Что бы вы хотели пожелать своей семье»
«Рядом с тобой друг»
«Не поделили игрушку»
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
Познавательное развитие:
«Права ребенка» (презентация)
Настольно – печатные игры:
Лото «Семья», «Домашние животные»
Разрезные картинки:«Собери портрет», «Составь семью»
Рассматривание иллюстраций в книгах: о семье, профессиях, увлечениях и отдыхе
Художественно – эстетическое развитие
Лепка: «Подарок для родителей»
Рисование:«Моя семья»
Чтение художественной литературы:
«Три поросенка»- право на жилье;
«Красная шапочка» - право на жизнь;
«Буратино»- право на образование.
Акция «Полечите книжку» (ремонт книг совместно родителей и детей)
Отгадывание загадок
Разучивание стихотворения: «Посидим в тишине»
Физическое развитие
Хороводные игры: «Я знаю много имен девочек и мальчиков»
«Угадай по голосу»
Физкультминутки:«Кто живет у нас в квартире»
«Семья»
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и кот»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семейный праздник», «Дружная семейка», «Больница»
Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтенка» - право иметь семью
Взаимодействие с родителями
Консультации: «Декларация о правах ребенка»
«Нравственное воспитание детей»
«Вежливость воспитывается вежливостью»
«Семья глазами ребенка»
Творческая деятельность: Подбор фотографий: «Права ребенка в семье»
Рисование герба своей семьи
3 этап- заключительный
Презентация проекта : «Я-ребенок! И я имею право…
Выставка рисунков: «Моя семья», «Герб моей семьи»
Подведение итогов данного проекта
Выводы: В результате проектной деятельности дети обобщили знания и систематизировали свои знания о семье, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Детско-родительские отношения укрепляются, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Благодаря этой работе будем сформирована организационно-правовая основа взаимодействия родителей,детей и педагогов. Данный проект должен стать импульсом к развитию творческой инициативы для дошкольников, педагогов занимающимся проблемами детства.