Приложение МААМ

Проект «От зернышка до каравая»

Вера Перлова
Проект «От зернышка до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

Развитие интереса детей к сельскохозяйственным профессиям

«От зернышка до каравая»»

(5-6 лет)

воспитатель: Перлова В. А.

Тип проекта : информационно – творческий.

Участники проекта :

• Воспитатель

• Дети старшей группы (5 – 6 лет)

• Родители воспитанников

Продолжительность проекта : продолжительный

Период выполнения: сентябрь– май

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность

Не напрасно народ,

Публикация «Проект „От зернышка до каравая“» размещена в разделах

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет,

Самой первой святыней.

Золотые слова,

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех – как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспомнить об этом надо не только в трудную годину, а помнить – всегда! Мы хотим воспитывать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим, как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду хлеборобов, пекарей через беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.

Пояснительная записка

Хлеб на Руси издавна пользовался огромным уважением и почетом. От того, каким будет урожай ржи и пшеницы, зависела жизнь миллионов людей. Великим грехом считалось бросать хлеб на землю; кусочки его тщательно собирали, сушили из них сухари, которые спасали крестьян долгой голодной и холодной зимой.

Хлебу, словно государю, кланялись в ноги, последний сноп, убранный с поля, наряжали в женскую расшитую узорами одежду и ставили в красный (самый красивый) угол в избе. Считалось, что даст он хозяевам силу, здоровье, богатство.

В проекте, посвященном хлебу, увлекательно и доходчиво рассказывается о том, как хлеборобы растят хлеб, как из зерна получают муку, где и как хранят ее до следующего урожая. Дети узнают, какие бывают сорта муки, чем они отличаются, а также, почему к хлебу нужно относится с уважением и почтением. О ценности хлеба в тяжелое время войны. В проекте собраны стихотворения, рассказы, сказки, загадки, о хлебе. Народные пословицы и поговорки позволяют лучше усвоить представленный материал, делятся с детьми своей многовековой мудростью. Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас.

Цели:

Формирование представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относится к людям, его выращивающим, развивать интерес к профессиям: агроном, тракторист, комбайнер, пекарь.

Задачи:

Обучающие задачи:

Закреплять представление у детей о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Расширять знания о злаковых растениях (рожь, пшеница, овес) и продуктах, которые из них получают, о свойствах муки и теста.

Познакомить детей с трудом крестьян и орудиями земледельцев.

Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом. Уточнить и расширить словарный запас по теме.

Совершенствовать грамматический строй и связную речь: обучать детей составлению рассказа по сюжетным картинкам;

Развивающие задачи:

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Развивать выразительную литературную речь.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых.

Формы работы:

«Создание предметно-развивающей среды, направленной на раннюю профориентацию дошкольников»;

«Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса к сельскохозяйственным профессиям.

Дидактические игры

с / ролевые игры

подвижные игры

беседы

чтение произведений и обсуждение познавательных и художественных книг

Вечер загадок и отгадок

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Заучивание пословиц

наблюдения за трудом взрослых

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

проектная деятельность

оформление мини – музея «ХЛЕБ»

оформление выставки «Профессии села»

создание альбома «Откуда хлеб пришел на стол»

Работа с родителями:

Викторина «Хлеб всему голова». Беседа «Как правильно обращаться с хлебом», изготовление родителями хлебобулочных изделий из соленого теста для с / р игр, Рассказать,» «Как ходили в хлебный магазин», оформление информационных папок, заготовка зерновых культур

Взаимодействие с семьями

Фотовыставка для родителей «Профессии села»

Советы родителям по развитию речи дошкольников

Беседы о семейных традициях, профессиях, династиях (вклад взрослых в развитие сельского хозяйства и села)

Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.

Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Ресурсы проекта :

1. Иллюстрации, макеты, коллекции, презентации, гербарии злаковых культур.

2. Лабораторный центр в группе.

3. Видеотека с собранием дисков познавательного материала о хлебобулочных изделиях, о выращивании хлеба.

4. Художественная литература, картины, энциклопедии.

Описание проекта :

1 этап – подготовительный.

Осуществление проекта начали с подготовительного этапа.

На данном этапе была проведена следующая работа:

-подобрана и изучена методическая и художественная литература по теме проекта;

- созданы презентации о хлебобулочных изделиях, об этапах роста хлебного колоса и т. д.

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познакательной активности, формирование начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты.

2 этап – основной, творческий.

На данном этапе содержание работы по поиску ответа на вопрос проекта тесно интегрировалось с такими образовательными областями, как «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение хужожественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье» и реализовывалось через все виды детской деятельности. Обогащение, уточнение и закрепление представлений дететй о хлебе проходило по темам.

Содержание программы

Тема 1. «Откуда хлеб пришёл»

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Тема 2. «Труд хлеборобов»

Уточнить представление детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочий зернотока, пекарь, сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, барона). Воспитать уважения к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх. Развивать связную речь детей.

Тема 3. «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?»

Раньше машин не было, и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас всё тяжёлую работу делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Познакомить детей, с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн). Уточнить, кто работает на этих машинах

(тракторист, комбайнер).

Тема 4. «Тракторист»

Все без исключения профессии сельских механизаторов важны и почетны. Пожалуй, нет, не одной такой, о которой можно было бы отозваться как о второстепенной. Но одной из самых важных называют профессию тракториста. Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Во время весенней распутицы, зимою, когда дороги заносят глубокие снега, трактор иной раз остаётся единственным транспортным средством.

Тема 5. «Комбайнер»

Во время уборки комбайнеры становится настоящими героями села. В их руках судьба урожая.

Тема 6. «Агроном»

Агроном - тоже важный человек в сельском хозяйстве. Не простое это дела – хороший урожай получить. О нем нужно думать уже зимой: снег на полях задержать, семена к посеву заранее подготовить. Весной агроном ходит в поле каждый день, проверяет почву. Хорошо ли прогрелась земля? Не пересохла ли?

Тема 7. «Как растет пшеница и рож?»

Хлеб получается из зернышек. А как эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получают черный хлеб? (из ржи).

Тема 8. «Профессия – пекарь».

Закреплять знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготовляют различные кондитерские изделия.

Тема 9. «Что вы знаете о хлебе?»

Викторина.

Чтобы проверить знания, ответьте на вопросы и выполните задания.

Тема 10. «Практическая и исследовательская деятельность в летний период».

Полив и прополка зерновых культур посаженых на групповом участке.

1. Планируемый результат

Приобретение представлений детей о злаковых культурах.

Понимание детьми ценности и пользе хлеба, умение детей применять трудовые навыки.

Понимание детьми важности труда хлебороба, производстве хлеба.

Проявление заботы и уважение к труженикам села.

Бережное отношение к хлебу.

2. Тематическое планирование

Месяц Темы Образовательная деятельность Режимные моменты Количество часов

Сентябрь «Откуда хлеб пришел» «Откуда хлеб пришел» Беседа: «Как мы будем беречь хлеб».

Подвижные игры:

«Коровай», «Урожай у нас хорош»

Чтение: «Мужик и медведь» (сказка)

К. Паустовский «Теплый хлеб» 4

Октябрь 2Труд хлеборобов» «Кто такие хлеборобы?» Беседа: «Уважительное отношение к труду хлеборобов»

Дидактическая игра: «Расставь правильно»

Чтение: «Мальчик с пальчик» (сказка)

Подвижная игра: «Каравай приехал к детям»

Аппликация: «Колосок» 4

Ноябрь «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?» Беседа: «Машины – помощники». Рассказ воспитателя, рассматривание сюжетных картинок по теме.

Заучивание стихотворения:

В. Степанов «Полюшко поле»

Сюжетно – ролевая игра: «Шафер»

Дидактическая игра: «Что кому?»

Декабрь «Тракторист» Познакомить детей с профессией «Тракторист» Беседа: «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Рисование: «Трактор»

Чтение: Белорусская народная сказка

«Легкий хлеб».

Игра в слова. 4

Январь «Комбайнер» Познакомить детей с профессией

«Комбайнер» Народные приметы, пословицы и поговорки.

Чтение стихотворения: Ю. В. Ждановой «Нива»

Дидактическая игра: «Парные картинки» 4

Февраль «Агроном» Познакомить детей с профессией «Агроном».

Экскурсия в семенную лабораторию.

Беседа: «Как хлеб рождается».

Заучивание пословиц и поговорок.

Чтение:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Дидактическая игра: «Сложи правильно»

Лепка: «Зернышки» 4

Март «Как растет пшеница и рож?» Рассматривание сюжетных картинок. Беседа по картинкам.

Презентация на мультимедиа. Беседы о хлебе: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Чтение:

М. Пришвин «Колосок»

Дидактическая игра:

«Что где растет?»

Рисование:

«Хлебное поле» 4

Апрель «Пекарь» Познакомить детей с профессией «Пекарь».

Экскурсия на пекарню.

Беседа: «Что такое хлеб и откуда он берется» (результат работы пекаря)

Чтение:

К. Филатов «Притча о мельнике и добром крестьянине».

Подвижная игра:

«Что мы делали – не скажем, а как делали - покажем»

Лепка: «Пирожки». 4

Май «Что вы знаете о хлебе» Итоговая викторина «Путешествие от зернышка до каравая». Отгадывание загадок:

Беседы: «Военный хлеб»,

«Почему надо беречь хлеб?»

Драматизация сказки «Колобок» 4

Летний период (июнь, июль, август). Практическая работа. Исследовательская деятельность. Посадка семян 3-х зерновых культур;

Полив, прополка.

Рассматривание и сравнение зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Превращение зерна в муку (камни, кофемолка).

Замешивание теста.

Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившиеся булочки.

6. Диагностика.

Понимание детьми важности труда хлебороба.

Понимание детьми ценности хлеба.

Знание детей о производстве хлеба.

Умение детей применять трудовые навыки.

7. Список средств обучения.

Технические средства обучения

Мультимедийная система: презентации «Откуда хлеб пришел», «Народные традиции на Руси», «От зернышка до каравая».

Просмотр слайдов по профессиям «Тракторист»,

«Комбайнер», «Агроном», «Пекарь».

Компьютер: компьютерные игры.

Телевизор: просмотр научно популярных фильмов, мультфильмов, передач.

Учебно-наглядные пособия.

Плакаты «Профессии», сюжетные картинки, иллюстрации, карточки.

Дидактические игры: «Что где растет», «Сложи правильно», «Парные картинки».

Настольно - печатные игры: «Лото», «Домино».

Сюжетно - ролевые игры: «Шафер», «Магазин», «Пекарь».

Детская литература.

1. Сказки. «Мужик и медведь», «Мальчик с пальчик».

Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».

2. Рассказы. К. Паустовский «Теплый хлеб», «Дом зерна». М. Пришвин «Лисичкин хлеб». М. Пришвин «Колосок». К. Филатов «Притча о мельнике и добром крестьянине». Н. Самкова баллада «О хлебе».

3. М. Глинской «Прости меня хлеб».

4. Стихи. В. Степанов «Полюшко поле», Ю. В. Ждановой «Нива»,

В. Данько «Откуда хлеб пришел», П. Руденко «Хлеб».

5. Пословицы и поговорки. «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Что летом уродится, все зимой пригодится», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

8. Список использованной литературы

1. Барыкина К. К. Хлеб, который мы едим. М., 1983.

2. Волобуев А. Т. 500 загадок обо всем для детей. М., 2011.

3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.

4. Дыбина О. В. Приобщение к миру взрослых. Игры – занятия по кулинарии для детей. М., 2010.

5. Соломенникова О. А. экологическое воспитание в детском саду.

6. Программа и методические рекомендации. – Мозаика – Синтез, 2006. – 104с.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М. :УЦ Перспектива, 2011. – 52с.

9. Емельянова Э. Л. расскажите детям о хлебе. М., 2011.

10. Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает // Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.

11. Лосева Г. А. Хлеб – всему голова // Логопед. 2008. № 5

Публикации по теме:

Мастер-класс по выпечке каравая из соленого теста для сюжетно-ролевой игрыМастер-класс по выпечке каравая из соленого теста для сюжетно-ролевой игры Изготовление каравая для детей из соленого теста. Мне понадобилось: 4 стакана муки, 2 стакана крупной соли, 2 стакана воды. Смешиваем муку.

Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая»Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая» Сценарий праздника «Путь от зёрнышка до Каравая» Цель: 1. Расширить представления детей о хлебе и его изготовлении. 2. Учить детей беречь.

Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба»Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба» Аннотация Игра предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ, так и на дополнительных занятиях в учреждениях.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитиюИнтегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитию Интегрированное занятие в старшей группе «День рождения каравая».Цель: закрепление представлений детей о выращивании хлеба; формирование.

Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая»Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая» Конспект музыкального занятия "От зернышка, до каравая", для детей старшего дошкольного возраста Цель. Уточнить и закрепить представления.

Лексико-грамматическое занятие «От зерна до каравая» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «От зерна до каравая» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Активизировать словарь детей по заданной теме 2. Совершенствовать навыки связного высказывания 3. Развивать основные психические.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая»Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работая над проектом "Хлеб - наше богатство", мною был изготовлен макет "От зернышка до каравая". Хочу.

Мини-музей «От зерна до каравая»Мини-музей «От зерна до каравая» В ноябре 2014 года ребята средней группы вместе с воспитателем организовали в группе мини-музей "От зерна до каравая", целью которого было.

Презентация «Сказка о длинной дороге от зёрнышка до каравая» Не напрасно народ, С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет, Самой первой святыней. Золотые слова, Забывать мы не вправе: "Хлеб всему.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «От зернышка до каравая»
Опубликовано: 22 января 2021 в 08:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «От зернышка до каравая»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Перлова (УИ 432417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД