Ирина Семьина
Проект «От лучины до лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ЦД «Жемчужинка»
Проект
«От лучины до лампочки»
Воспитатель Семьина И. Е.
2016-2017
Этапы реализации проекта
«От лучины до лампочки»
Реализация проекта рассчитана на 2 месяца с 1.12.2016 по 31.01.17
Дети 5-6 лет
№ Этап Цель/задачи Сроки
1 Подготовительно-проектировочный этап Вызвать желание детей больше узнать об истории освещения. Ознакомить родителей с содержанием проекта. 1.12-11.12.2016
Публикация «Проект „От лучины до лампочки“» размещена в разделах
2 Практический этап Проследить путь лампочки от древних времён до наших дней. Разучить стихи про лампочки.
Развивать и активизировать познавательную деятельность. 12.12.2016-31.01.17
3 Обобщающе - результативный этап (аналитический) Знание детей о разновидностях осветительных приборов.
Организация выставки «От лучины до лампочки».
Конец января
План мероприятий
№ Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительно-проектировочный этап
1 Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. 1.12-11.12.2016 .
Семьина И. Е.
Родители
2 Подобрать материал и разные осветительные приборы.
3 Донести до родителей важность этой проблемы.
4 Написать перспективный план этого проекта.
Практический этап
1 Беседы на тему «Откуда лампочка пришла» в соответствии с составленным планом. 12.12.2016-31.01.17 Семьина И. Е.
Родители
2 Рассматривание разных видов осветительных приборов;
3 Подбор загадок, стихов, сказок.
4 Использование дидактических игр.
5 Фотоотчет о проделанной работе.
Обобщающе - результативный этап (аналитический)
1 Открытый просмотр занятия для родителей «Путешествие в прошлое лампочки». Конец января
2 Консультация для родителей «Освещение для детской комнаты». январь Семьина И. Е.
3 Поощрение активных участников проекта среди детей и родителей (благодарственные письма) Конец января
Вид проекта : Краткосрочный, групповой, творческий.
Продолжительность проекта : два месяца.
Участники проекта : дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность:
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем мире. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. И задачей воспитательно-образовательной работы является – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный, мир продуктов творческой деятельности человека. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Цель: 1. Дать детям представление о техническом прогрессе на примере знакомства с историей развития осветительных приборов – электрической лампочки.
2. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
3. Формировать интерес к истории.
Задачи: углубить и систематизировать знания детей; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; познакомить с разными способами освещения; активизировать словарь детей (лучина, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча).
Предполагаемые результаты проекта :
В результате внедрения данного проекта мы хотим расширить детский кругозор. Развивать мышление, память, речь, воображение, любознательность, творческие способности. Повысить заинтересованность родителей в развитии личности ребёнка.
План работы по проекту.
1. Общее знакомство с историей освещения- презентация «От костра до лампочки.
2. Знакомство с факелом:
– история олимпийского огня,
- конструирование «Факел».
3. Знакомство с лучиной :
- из чего делают,
- для чего и как использовали,
- рассматривание иллюстрации светцов,
-щипание и зажигание лучины,
-рисование «Светец».
4. Свечи:
- как делают, из чего,
- виды свечей,
- выставка подсвечников,
- чтение сказок, стихов, отгадывание загадок,
-изготовление простейших светильников.
5. Керосиновые лампы, фонари:
-рассматривание иллюстраций,
- раскраски.
6. Элетр. лампочки :
- первые лампочки, их появление,
-виды современных лампочек,
- люстры, бра, торшеры, настольные лампы,
- конструирование-торшер для куколки.
Работа с родителями:
1. Информирование родителей о работе над проектом.
2. Подготовить консультацию «Правильное освещение детской комнаты».
3. Провести совместно с родителями НОД «От лучины до лампочки».
Оформление результатов работы- папка с материалами.
История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий
Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет, который, получается от сжигания топлива (дерева).
Постепенно люди изобрели передвижной костер – факел. У нас на Руси стали пользоваться лучиной. Факелом еще и обогревались от холода. Получается, что первая угольная лампочка – это лучина.
Прогресс продолжался, и лучины заменили на масляные лампы. В этих изобретениях огонь получали путем горения масла. В емкости вставляли фитиль, для транспортировки масла наружу, и поджигали его сверху. Египтяне для освещения использовали глиняные сосуды с оливковым маслом. Жители Каспийского моря для этих целей использовали нефть. На Руси в девятом-десятом веке в городах Киеве и Новгороде делали чаши из глины, куда наливали масло растительного или животного происхождения и помещали фитиль. В это же время изобрели восковую свечу.
Далее, свечки и восковые лампочки совершенствовали. Для установки свечей придумывали различные изделия: канделябры, люстры.
В конце восемнадцатого века изобрели водородные лампы с электрическим розжигом. Но они взрывались и быстро ушли в небытие.
В начале девятнадцатого века, когда керосин научились отделять из нефти, изобрели керосиновые лампы. Ученый Лукашевич И. придумал к этому изделию закругленный фитиль. В это же время научились делать парафиновые свечи.
В 1885 году Ауэр фон Вельсбах стал использовать для получения освещения калильную сетку. Она представляла собой тканевый мешочек, пропитанный в органических солях. Ткань сгорала, и оставался фитиль, подающий яркое пламя. Эти изделия называли колпачками ауэра.
Электрический генератор для получения тока изобрел в начале восемнадцатого века М. Фарадей. Позднее он был усовершенствован.
Саму же лампочку в России изобретали несколько ученых: П. Н. Яблочков, А. Н. Ладыгин и Т. Эдисон. У нас в стране электрический свет стали массово использовать после Октябрьской революции. Ленин предсказал, что она войдет в каждый дом.
В настоящее время мы уже не представляем своей жизни без электричества. Но, хотя при перебоях со светом, по-прежнему, используем свечки и керосиновые лампы.
Сейчас уже существуют люминесцентные и галогеновые лампы, светодиодные светильники. Эволюции света продолжается и дальше. Сейчас ведутся исследования органических светодиодных ламп. В их состав входят органические химические вещества, которые при включении светятся разным цветом: зеленым, красным.
Итоги работы по проекту.
Работа по проекту велась на протяжении 2,5 мес.
В процессе работы дети познакомились с историей развития освещения от факела до современных люстр и прожекторов.
Был подобран информационный материал по всем пунктам проекта.
В соответствии с намеченным планом проводились беседы, просматривались иллюстрации, презентации. Полученная информация закреплялась в процессе творческих работ. Были созданы макеты факелов, рисовали светцы, керосиновые лампы. Дети наглядно убедились, как немного света дает лучина. Создали макет комнаты с «электрическими» светильниками- люстра, бра, настольная лампа, торшер. Проводили эксперименты по созданию свечки из половинки апельсина, пачки масла. Дудов Федор дома самостоятельно создал макет комнаты с освещением, причем его лампочки подключены к батарейке и горят.
По итогам работы была оформлена выставка, на которой побывали дети из группы «Капитошки», «Карамельки». Причем экскурсию для группы «Карамельки» провел воспитанник гр. «Домовенок» Молчанов Родион.
С материала проекта были ознакомлены и дети группы «Ладушки», «Россинка», «Капитошки», «Карамельки».