Светлана Клокова
Конспект занятия «Путешествие в историю лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в историю лампочки
Цель:
Познакомить с историей лампочки
Задачи:
- формировать представления детей об истории создания электрической лампочки;
- уточнить представление о значении электричества для человека;
- активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «лучина», «фитиль», «керосиновая лампа»;
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в историю лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- прививать у детей навыки правильного обращения с электричеством;
Ход занятия.
Дети заходят в тёмный зал .
Воспитатель: Ребята, как темно? Что мы делаем, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем. Ребята, а что именно загорается? Зажжется электрическая лампочка (включить свет) А для чего нам свет? (Чтобы было светло. )Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т. д.). Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что происходит? ( Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно) .Что делает человек в таком случае?
Воспитатель : Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились. Хочется поскорее включить свет. А давайте с вами поиграем в игру «Тёмная комната».
Дидактическая игра «Темная комната».
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия. развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Воспитатель :Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».(проводиться игра)
Воспитатель :Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы. Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа! (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек — дома, на улице, в транспорте и других местах). Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? А мы сейчас узнаем,посмотрев презентацию.
Презентация «История лампочки».
Слайд 3 – солнце. До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце.
Слайд 4- ночь. Но когда наступала ночь, какие опасности грозили людям? Людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.
Слайд 5 – костер. Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников. А почему огонь не очень был удобен в применении? Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.
Слайд 6- горящая палка. Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра.
Слайд 7- факел. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. С ними ходили по улицам и, укрепляли на стене.
Слайд 8 – лучина. Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. (Показывает лучину)
Воспитатель :Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Как вы думаете, много света от лучины было? Удобно было пользоваться лучиной?
Слайд 9- лучина. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? Поэтому люди стали ставить кадку с водой,чтобы угли падали именно туда.
Слайд 10 – свеча: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.
(Воспитатель показывает свечу.)
Воспитатель :Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Скажите,удобна свеча и много ли она даёт света? Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация,и приедут пожарные. Скажите, сейчас мы пользуемся свечкой? В наше время мы зажигаем свечи только под Новый год, чтобы создать праздничную атмосферу. А много лет назад, свечи горели в домах и во дворцах каждый вечер. Во дворцах были красивые дорогие подсвечники, которые являлись символом богатства. Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте, немного успокоимся, отдохнем и погреемся у нашего костра.
Психогимнастика: (Включается звук костра)
Воспитатель: Наш костер разгорелся,и язычки пламени жгут нам руки. Что нам нужно сделать? Отойти подальше, чтобы не обжечься. Вокруг костра мы можем водить хороводы, петь любимые песни. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.
Слайд 11 – керосиновая лампа: Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно.
Воспитатель:Вот это керосиновая лампа.
Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия.
Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, а в горелке находится фитиль, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему? Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь. А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? Для защиты пламени от ветра. Керосиновая лампа удобнее, чем свеча? Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему,же? Заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место). И костер, и факелы, и лучина, и свеча,и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.
Слайд 12 – первая электрическая лампочка:
Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Воспитатель показывает Электрическую лампочку.
Воспитатель :Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Долго ли горит лампочка? Она удобнее, чем керосиновая лампа? Чем? Что было бы, если бы не было света? Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно. Никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься
Слайд 13 – современные электрические лампы: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.
Слайд 14– современные приборы освещения: Теперь в наших домах много разных красивых светильников. Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.
Слайд 15- Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, а по вечерам освещаются фонарями улицы.
Воспитатель :Ребята, мы с вами узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку.
Слайд 16- Спасибо за внимание!
Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»
Воспитатель: Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.