Анна Сенич
Проект «Освоение детьми дошкольного возраста представлений о росте растений в процессе создания огорода на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: Окружающая среда. ближайшее окружение это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. В ходе реализации проекта «У истоков газовой реки» возникли ответвления, которые помогают реализовывать долгосрочный проект. При знакомстве с понятием «вечная мерзлота» возникает вопрос: «Как же в таких условиях развиваются растения?» Краткосрочный проект «Огород на окошке», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности разрешить этот вопрос и познакомить с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдения, происходящие с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому.
Публикация «Проект „Освоение детьми дошкольного возраста представлений о росте растений в процессе создания огорода на окошке“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Социальная значимость: Участие детей и их родителей в социально значимом деле. Развития коммуникативных и личностных качеств детей. Воспитание экологической культуры.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: февраль, март (краткосрочный)
Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фото.
Проблема: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, а их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит из – за длительной зимы, длительным отпускным периодом.
Предполагаемые результаты: Из семян, луковиц можно вырастить растение, рассаду, для последующей высадки в грунт. Создав огород на окне, мы вырастим лук (в двух позициях в грунте и в воде, бобовые, декоративный подсолнух, петрушку, укроп, редис, помидоры и огурцы, цветочную рассаду. Дети узнают способы выращивания растений (путем выращивания из семян, рассады, луковиц, клубней, сроках жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Закрепят знания через наблюдения и смогут сделать первые выводы, фиксируя их в дневнике наблюдений.
Цель исследования: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений.
Задачи исследования:
1. Дать детям доступное их пониманию представление о разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений и их значении для человека.
2. Развивать поисковую деятельность, умение в ходе исследовательской деятельности искать и находить пути разрешения проблемных ситуаций, творческие способности детей, любознательность.
3. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности через активную самостоятельную деятельность по выращиванию растений, умение устанавливать связи между предметами, их назначением.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Методы исследования: анкетирование, диагностическое наблюдение, моделирование.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях.
4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
Основной
1. Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений:
а) опытно – экспериментальная деятельность
б) подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.
в) дизайнерское оформление.
г) наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений
3. Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформление альбома «Вот какой огород!»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми в ходе реализации проекта «Огород на окошке»
Цель.
- Познакомить детей с понятием «огород на окне». Развивать и поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
- Формировать умение обосновывать свой выбор, развивать связную монологичнескую и диалогическую речь через беседы «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике»
- Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике и что необходимо для этого, обосновывать свой выбор
- Разработать дизайнерское оформление «Огорода на окне»
- Индивидуальное консультирование родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»
- Проанализировать имеющиеся оборудование и приобрести недостающее: контейнеры, семена, земля, для участия каждого ребенка.
Формы реализации
1. Опытно – экспериментальная деятельность: «Проращивание семян», «Рост и развитие растений», «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения».
2. Беседы «Все начинается с семечка», «Свойства почвы», «Что необходимо растению для развития».
3. Игры – занятия «Приготовим салат из своих овощей», «Рисуем огород на окне», «Что растет у нас на огороде?» (лепка)
4. Реализация в режимных моментах.
-Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Лото» «Парные картинки», «Приготовим обед для куклы Маши», «Что где растет?»
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зернышко» и разыгрывание их, используя настольный театр, театр Би-ба-бо и т. д.
- Оформление дневника наблюдений
- Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде», совместное изготовление книжек-малышек «Огуречик», «Вот какой огород!», используя подборку загадок пословиц и другого материала.
- Изготовление табличек-указателей с названием растений, дизайнерское оформление «Огорода на окошке»
- Оформление фото - альбома «Вот какой огород»
Выводы.
Анализ результатов работы в ходе реализации проекта «Огород на окшке» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования, как средство формирования экологической культуры эффективна.
Литература:
Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М. : «Просвещение» 1993г. ;
А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;
Н. А. Гурьева «Пых» Игры-занятия с детьми 4-7 лет. – Спб. : Паритет, 2006г.
А. И. Иванова. «Живая экология», М. : «Сфера» 2007г. ;
И. А. Кравченко «Задачки для маленького дачника», Ярославль: Академия развития, 2006г.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;
Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М. : 2005г. ;
Н. А. Рыжова. «Почва – живая земля», М. : 2005г. ;
Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М. : 2006г. ;