Лучший педагог года

Проект: «Основы финансовой грамотности для малышей»

Канке Наталья
Проект: «Основы финансовой грамотности для малышей»

Проект : «Основы Финансовой грамотности для малышей»

Рождение проблемы: Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Публикация «Проект: „Основы финансовой грамотности для малышей“» размещена в разделах

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель проекта :

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника, создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию основ финансовой грамотности у детей средней группы.

Задачи:

• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

• Совершенствовать коммуникативные качества детей.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Тип проекта : Информационно- практико- ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы)

Этапы проекта :

1 этап –Организационный.

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический.

Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме экономической игры «Магазин»

Кейс -технология «Ребенок в магазине»

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».

Квест-игра

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр мультфильма,

• коллекционирование,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание фотографий и иллюстраций,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность,

Ресурсное обеспечение:

1. Телевизор, флэш карта, компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «Ребенок в магазине»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Участники проекта :

• дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет,

• воспитатели группы,

• родители.

Сроки реализации проекта : в течение 1 недели

Предполагаемые результаты.

У детей: обогатится жизненный опыт, расширятся представления об окружающем; сформируется умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; обогатится игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; сформируется умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты» и «купюры», и пр.); созданы продукты детской деятельности.

У родителей: получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; обогатится содержание совместной игровой детско-родительской деятельности; проявится заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.

У воспитателей: повысится профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей; получат систему работы по формировании экономического опыта детей

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Структура проекта :

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

День недели Совместная деятельность детей и взросл ых Самостоятельная деятельность детей Раба с родителями

понедельник Рассматривание денежных знаков нашей страны и денег других стран.

Просмотр мультфильмов Фиксики – «Деньги» «Копилка» «Банкомат»

Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук) 1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный) Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец) На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак? Для чего спрячем деньги в донце кошелька? Рефлексия? -Понравилась вам сказка? - А что больше всего понравилось? - Важно ли то, что вы сегодня узнали? - Для чего это пригодится в жизни?

Игра «Купи другу подарок» Сюжетно — ролевая игра «Магазин» Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

вторник Чтение

Романов А. «Чудеса в кошельке».

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

Игра эстафета «Доставка продуктов»

Аппликация уголке творчества. Изготовление рекламных брошюр: «Сегодня в продаже…»

Дидактическая игра «Упрямый Антошка» (по принципу «скажи наоборот»)

Игра «Хочу - надо»

Игра «Купи другу подарок» Сюжетно — ролевая игра «Кафе» Познавательный маршрут «Банкомат» ( задание для родителей: показать работу банкомата)

среда Дидактическая игра «Что продается, а что – нет»

Загадки по теме «Магазин»

Игры:

«Что быстрее купят?»

«Монополия» Сюжетно — ролевая игра «Банк»

четверг Беседа «Зачем человеку деньги?»

Кейс- технология «Ребенок в магазине»

Решение проблемной ситуации «Чей труд важнее», «Оцени поступок».Игры «Кто что делает?» «Магазин игрушек» Раскраски Магазин продуктов» «Банк»

«Кафе» Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

пятница Квест-игра «В поисках клада»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Список используемой литературы:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

https://e.stvospitatel.ru/

Публикации по теме:

Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 летПланирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет Понедельник НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег». Чтение экономической сказки для детей дошкольного возраста «Хранители.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ»Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ» Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задача: преподнести элементарные финансовые.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Основы финансовой грамотности для малышей»
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 14:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД