Канке Наталья
Проект: «Основы финансовой грамотности для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Основы Финансовой грамотности для малышей»
Рождение проблемы: Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Публикация «Проект: „Основы финансовой грамотности для малышей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Цель проекта :
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника, создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию основ финансовой грамотности у детей средней группы.
Задачи:
• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Тип проекта : Информационно- практико- ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы)
Этапы проекта :
1 этап –Организационный.
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический.
Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме экономической игры «Магазин»
Кейс -технология «Ребенок в магазине»
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».
Квест-игра
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр мультфильма,
• коллекционирование,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание фотографий и иллюстраций,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
Ресурсное обеспечение:
1. Телевизор, флэш карта, компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «Ребенок в магазине»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Участники проекта :
• дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет,
• воспитатели группы,
• родители.
Сроки реализации проекта : в течение 1 недели
Предполагаемые результаты.
У детей: обогатится жизненный опыт, расширятся представления об окружающем; сформируется умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; обогатится игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; сформируется умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты» и «купюры», и пр.); созданы продукты детской деятельности.
У родителей: получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; обогатится содержание совместной игровой детско-родительской деятельности; проявится заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.
У воспитателей: повысится профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей; получат систему работы по формировании экономического опыта детей
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
• авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Структура проекта :
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
День недели Совместная деятельность детей и взросл ых Самостоятельная деятельность детей Раба с родителями
понедельник Рассматривание денежных знаков нашей страны и денег других стран.
Просмотр мультфильмов Фиксики – «Деньги» «Копилка» «Банкомат»
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук) 1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный) Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец) На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак? Для чего спрячем деньги в донце кошелька? Рефлексия? -Понравилась вам сказка? - А что больше всего понравилось? - Важно ли то, что вы сегодня узнали? - Для чего это пригодится в жизни?
Игра «Купи другу подарок» Сюжетно — ролевая игра «Магазин» Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
вторник Чтение
Романов А. «Чудеса в кошельке».
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»
Игра эстафета «Доставка продуктов»
Аппликация уголке творчества. Изготовление рекламных брошюр: «Сегодня в продаже…»
Дидактическая игра «Упрямый Антошка» (по принципу «скажи наоборот»)
Игра «Хочу - надо»
Игра «Купи другу подарок» Сюжетно — ролевая игра «Кафе» Познавательный маршрут «Банкомат» ( задание для родителей: показать работу банкомата)
среда Дидактическая игра «Что продается, а что – нет»
Загадки по теме «Магазин»
Игры:
«Что быстрее купят?»
«Монополия» Сюжетно — ролевая игра «Банк»
четверг Беседа «Зачем человеку деньги?»
Кейс- технология «Ребенок в магазине»
Решение проблемной ситуации «Чей труд важнее», «Оцени поступок».Игры «Кто что делает?» «Магазин игрушек» Раскраски Магазин продуктов» «Банк»
«Кафе» Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
пятница Квест-игра «В поисках клада»
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие
Список используемой литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
https://e.stvospitatel.ru/