Ульяна Семенищева
Проект «Осиные гнезда»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Летом мы были в гостях у бабушки и дедушки. К сожалению, это лето было прохладным, и ночью в доме было холодно. Поэтому папа решил утеплить крышу. Когда он поднялся на чердак, то увидел много осиных гнезд. Они держались на дверце внутри чердака. В них осы уже не жили, так как дедушка прошлым летом их потравил.
Мне стало интересно, как осы смогли построить на чердаке свои гнезда? Я попросила папу, чтобы он достал несколько штук.
Публикация «Проект „Осиные гнезда“» размещена в разделах
Осиные гнезда – это чудо! Это уникальный пример природной архитектуры. Когда я взяла и в руки одно гнездо, то заметила, что оно круглое, серого цвета и очень хрупкое. Одно из гнезд сломалось, и внутри него я увидела соты, а в них 3 осиных яйца. Соты были окутаны в несколько слоев оболочкой.
На уроках окружающего мира мы изучали, что в природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Люди боятся ос, травят их, разрушают гнёзда, не понимая при этом, что погубив одно звено цепочки в системе природы, можно погубить её всю. И тогда, я решила провести исследование.
Цель данного исследования: изучение особенностей строения осиных гнезд и опасности соседства с насекомыми.
Задачи исследования:
1. Узнать о видах осиных гнёзд и их строении.
2. Изучить места постройки гнёзд.
3. Выяснить какой используется строительный материал.
4. Понять: опасны или нет осы-соседи.
Объект исследования: гнезда ос.
Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение за осиным гнездом и его жителями, организация и оценка результатов деятельности.
1. Основное содержание
1.1. Какие бывают осиные гнёзда?
В процессе изучения материала по данной теме, я узнала, что вид гнезда и место его постройки зависит от вида ос. А их в природе существует более 20 видов. У одних - гнёзда находятся под землёй, у других – подвешены где-нибудь на ветвях деревьев, у третьих - в дуплах или под балками чердаков. Некоторые строят свои гнёзда на веточках кустарника.
1.2. Строительный материал.
Я долго думала, из чего осы строят гнезда? За ответом на свой вопрос обратилась к родителям. Мама сказала, что осы для строительства гнезда перерабатывают волокна дерева. Но этой информации было недостаточно, тогда я начала искать ответ в энциклопедиях и в интернете.
Я узнала, что осы используют для строительства песок, глину, грязь, стебли растений, древесину, кору деревьев. Они всё это смешивают со своей слюной, и в результате получается прочный строительный материал.
Сравнивая свои гнезда с иллюстрациями в энциклопедиях и интернете, я пришла к выводу, что наши гнезда строили бумажные осы. Но как может такое маленькое насекомое создать такое уникальное архитектурное сооружение? Оказывается, оса отщепляет маленькими челюстями от заборов, телеграфных столбов, от мягкой уже подгнившей древесины или коры маленькие кусочки. Затем мнёт и прессует их во рту, постоянно смачивая слюной. Дальше оса садится на край ячейки гнезда, и, прижав комочек к стенке, пятясь назад, она раскатывает его в полоску. Затем, взяв полоску краями челюстей, начинает растягивать её в длину. В дальнейшем такие полоски прикрепляются одна к другой, формируя бумажную стенку.
1.3. Сооружение гнезда
Сооружение гнезда происходит в несколько этапов. Весной самка выбирает устойчивую основу в защищенном месте и делает стебелек, на конце которого прикрепляет две ячейки. У основания она сооружает плоскую тарелочку, которую постепенно превращает в чашу, а затем в сферическую оболочку размером примерно с вишню. Небольшое отверстие служит для входа и выхода осы. Вокруг первой шаровой оболочки, с некоторым промежутком, строится вторая такой же формы, но большего размера. Гнездо постепенно становится размером с кулак, а затем и с человеческую голову.
Так получаются многоэтажные соты. Порой к концу летнего сезона такое строение может состоять из десяти «этажей».
1.4. Моё исследование
На основании этого я сделала вывод, что наши гнезда строили бумажные осы. По строению гнезд можно сказать что, осы покинули свои гнезда еще в начале строительства. Так как они небольшого размера и внутри мало защитных оболочек, этажей нет.
В ходе своего исследования я попросила папу сделать имитацию нашего чердака, чтобы закрепить осиные гнезда, так как будто это сделали осы. [1] Так же в отдельную прозрачную коробку положила часть сломанного гнезда, чтобы можно было лучше рассмотреть внутреннее строение, сосчитать, сколько оболочек. [2]
Своими открытиями я поделилась с одноклассниками. Ребята с интересом выслушали моё выступление. Было задано много вопросов. Таких как: «А насколько опасно соседство с этими насекомыми?» и «Что нужно делать, чтобы осы не напали на тебя?». Это навело меня на мысль, что необходимо продолжить исследование. И найти ответы на эти вопросы.
1.5. Осы-соседи
Из различных интернет-источников я узнала, что соседство с осами как полезно, так и опасно. Эти надоедливые жалящие насекомые очень полезны в саду, так как своё потомство осы вскармливают личинками и взрослыми особями насекомых-вредителей. За один день они уничтожают несколько десятков взрослых особей.
Но, в это же время, защищая свое гнездо, они способны атаковать любого, кто приблизится к нему. Если их потревожить, они могут напасть на человека всей семьёй. Не следует забывать, что большое количество укусов, может быть опасно для здоровья.
2. Выводы и рекомендации
В результате моей работы, я выяснила:
1. Существует много видов ос, у каждого вида свое гнёздо.
2. При строительстве своих гнезд все осы используют свою слюну, как клей и еще какой-либо другой материал (глину, волокна старого дерева).
3. Сооружение гнезда происходит в несколько этапов. Для этого выбирается устойчивая основа в защищенном месте.
4. Что соседство с осами как полезно, так и опасно.
Мы с ребятами выработали правила поведения при встрече с осами:
•не машите руками, подождите, возможно, оса сейчас улетит;
•не ешьте сладкое на улице;
•не пользуйтесь духами (осы летят на любой запах, даже на запах малосольного огурца).
Я пришла к выводу, что:
1. Наши гнезда строили бумажные осы.
2. Осы-соседи не опасны, если только соблюдать определенную осторожность.
Я считаю, что данное исследование позволит вести просветительную работу среди учащихся, а также проводить практическую природоохранную деятельность.