Жанна Машина
Проект «Осенняя палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осенняя палитра»
Автор: Машина Жанна Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «ЦРР - детский сад № 58» город Саранск.
Участники: Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : Художественно творческий, познавательный.
Продолжительность: Среднесрочный ( 2 месяца: Сентябрь и Октябрь)
Актуальность выбора темы:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
Публикация «Проект „Осенняя палитра“» размещена в разделах
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень : - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
З. Федоровская
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. А всё увиденное ребёнок стремится потрогать, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать, запечатлеть в творчестве (рисунке, лепке, аппликации).
Педагог формирует у каждого ребёнка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство.
Развивает умение сравнивать художественные произведения между собой и сопоставлять их с уже имеющимися у детей представлениями о каком-либо природном явлении, видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые используют художники и поэты.
Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие-то индивидуальные особенности образа. В этом помогают изобразительные средства: поэтические и музыкальные произведения, художественные материалы.
Актуальность моей темы заключается в том, что выразительность рисунков детей подготовительной к школе группы связана с развитием чувств, эстетических качеств (красота цветосочетания, ритм, необычность формы, использованием доступных изобразительных средств для передачи настроения. Поэтому детские рисунки всегда выразительны.
Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и художественные навыки, даст возможность использовать их на практике.
Гипотеза
В результате целенаправленной и системной работы по развитию художественно-творческих способностей детей подготовительного к школе возраста, улучшатся качественные характеристики процесса изображения образов осенней природы, а так же повысится уровень познавательно-речевого и музыкального развития.
Цель
Развивать художественно-творческие способности через обогащение выразительности детских работ с использованием поэтических и музыкальных произведений.
Задачи
• Закреплять представления о красоте осенней природы и её приметах;
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками и изобразительными материалами;
• Развивать познавательные способности детей в процессе творческой деятельности;
• Воспитывать любовь к осенней природе;
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Предполагаемый результат
• Развитие детского творчества в изобразительной деятельности;
• Совершенствование ручной моторики, устойчивых технических навыков в аппликации и лепке;
• Умение работать в группе активно, сообща;
• Воспитание эстетического восприятия детей, повышения уровня речевой активности;
• Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.
Этапы работы над проектом «Осенняя палитра»
I – Подготовительный
Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу; вовлечь родителей в образовательный процесс для эффективности развития творческих способностей детей.
1. Познавательные беседы: «Осенние приметы», «Явления природы», «Как звери к зиме готовятся», «Улетают журавли».
Чтение художественной литературы: отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»; стихотворение И. Бунина «Листопад»; В. Авдиенко «Осень»; А. Плещеев «Скучная картина!»; Е. Трутнева «Грибы»; рассказы и сказки: Н. Павлова «Опёнки»; О. Иваненко «Спокойной ночи!»; загадки; народные приметы; пословицы и поговорки.
2. Музыкальные произведения: П. И. Чайковский - альбом «Времена года» («Осень»).
3. Сбор сухих осенних листьев с разных пород деревьев для поделок.
II – Содержательный
1. Игры: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «Заячий пирог».
2. Художественная деятельность. Рисование на тему: «Сказка о грибах», «Золотая осень», «Листопад, листопад, листья желтые летят», «Поздняя осень». Аппликация на тему: «Осенний ковёр», «Ваза с ветками осенних листьев», «Ваза с фруктами и овощами», «Ёжик в лесу». Лепка на тему: «Корзинка с грибами», «Овощи и фрукты для игры в магазин».
III – Итоговый
1. Экскурсия с родителями на тему «Путешествие в осенний лес».
2. Выставка поделок из природного материала на тему «Осенняя фантазия».
3. Музыкальный праздник с участием воспитателей, родителей и детей «Осень в гости к нам пришла».
Заключение
В результате реализации проекта «Осенняя палитра» у детей возрос интерес к художественно-творческой, познавательной, речевой и музыкальной деятельности. Обогатилась эмоциональная сфера. Дети научились применять навыки и знания в процессе поиска новых способов решения художественных задач, манипулируя с различными изобразительными материалами при создании выразительных образов прекрасной осенней природы.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное сотрудничество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты.
Список используемой литературы
1. Копцева Т. А. «Природа и художник» - Сфера, 2008.
2. Комарова Т. С. «Занятия по изодеятельности в детском саду» - М. : Мозаика – Синтез, 2010.
3. Козакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» - М. : Просвещение, 1990.
4. Басина Н. Э., Суслова О. А. «С кисточкой и музыкой в ладошке» - М. : Линка – Пресс, 1997.
5. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир» - М. : Издательство Гном и Д, 2001.
6. Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» - СПб. : Детство - Пресс, 2003.
7. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М. : Карапуз – Дидактика, 2009.
8. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие вузов. М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2007.
9. Косминская В., Халезова Н. Основы изобразительного искусства. - Москва, 1990
10. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребёнок. - Москва., 1987
11. Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве. – Москва. : Просвещение, 1983
12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – Москва. : Педагогика, 1981
13. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М. : ТЦ «Сфера», 2008.