Зарема Хуцистова
Проект «Осень разноцветная» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ № 3 г. Беслан
Проект «Осень разноцветная»
в подготовительной
группе
Воспитатель: Хуцистова З. В.
2018 г.
Тип и вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность:
Публикация «Проект „Осень разноцветная“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта :
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
3. Активизировать речь детей.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
НОД «Осенняя прогулка»;
НОД «Дарит осень чудеса»;
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия по территории ДОУ;
экспериментальная деятельность с осенними листьями;
д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».
Речевое развитие.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Дидактические игры «С какой ветки, детки?», «Что лишнее?», «Какая бывает осень?», «Угадай по описанию».
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;
д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;
беседа «То, что растет живое»,
беседа «Сколько красок у осени?».
Художественно-эстетическое развитие.
НОД «Деревья в лесу». Рисование.
НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);
НОД «Осенний ковер» (коллективная аппликация);
НОД «Аппликация из листьев».
д/и «Найди самый красивый листок»,
рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
П. М. Гричишкина «Мостик в лесу»,
«Озеро в березках», «Осень в нашем городе».
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла»;
п/и «У медведя во бору», «Гуси – Лебеди», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;
эстафета «Соберем осенний букет».
Взаимодействие с родителями.
Сбор природного материала,
участие в выставке на уровне МБОУ СОШ № 3 г. Беслана «Природная мастерская»,
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы : игровые, наглядные, словесные, наблюдения; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
- выставка «Волшебные листочки»,
- выставка «Поделки из природного материала»,
- оформление уголка «Наше творчество» с использованием работ детей.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.
Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просв
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
НОД по художественно - эстетическому развитию
«Аппликация из листьев»,
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Хуцистова З. В.
Приоритетная образовательная деятельность:
«Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные:
-уточнить знания о жанрах изобразительного искусства,
-закреплять знания о творчестве русских поэтов и композиторов;
- продолжать знакомить с творчеством Коста Левановича Хетагурова
- формировать интерес к созданию яркой работы;
Развивающие:
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творчество и воображение при составлении сюжетных картин из листьев, проводя подбор по краске и форме.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические эмоции в ходе работы;
- воспитывать аккуратность.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Презентация Цветной картон, кисть для клея, клей, салфетки.
Листья различных кустарников, деревьев и лепестки цветов разные по цвету и форме.
Музыкальная запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Содержание:
Вводная часть. Ход занятия.
Слайд. Дети входят. На полу лежат вырезанные из бумаги листья.
Звучит П. И. Чайковский Времена года.
Плиева Е.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-Ребята, как называется явление, когда с деревьев падают листья? (Листопад).
-Дети, назовите автора музыки, которая звучала.
-Красотой осенней листвы любовались во все времена, воспевали в своих произведениях поэты.
Слайд. Листопад.
Назовите авторов стихотворений об осени.
А. С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье. "
И. А. Бунин. Листопад.
А. К. Толстой. "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. "
Алексей Плещеев «Осень наступила».
Игра музыкальная «Листочки».
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Дидактическая игра «С какой ветки детки».
-Вы назвали породы деревьев, в которые растут в нашем селе, и у нас в детском саду?
-Внимание на экран, кого вы видите.
Слайд. Портреты художников Осетии.
Поэт и художник Осетии
Коста Леванович Хетагуров, писал портреты и пейзажи.
Соловцев Анатолий Борисович, пишет натюрморты.
-Назовите жанры изобразительного искусства.
Пейзаж, портрет, натюрморт.
Слайд. Дидактическая игра «Что лишние?».
На экране. Пейзаж, натюрморт, портрет.
Педагог: За окном уже холодно, деревья стоят голые, а у нас в корзинках красивые осенние листочки. Как можно их сохранить?
Ответы детей. Сделать поделку, наклеить аппликацию.
Педагог: Я предлагаю вам пройти за столы и наклеить картинку из осенних листочков.
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…Будем листики считать…»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальцы)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики)
Листья рябины, Листики тополя,
Листья осины, Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Дети выполняют аппликацию.
Итог. Игровое упражнение «Расскажи о своей поделке».
Дидактическая игра «Назови профессию».
Песня «Осень постучалась к нам…».
Дети видят корзинку с листочками.
-Ребята, чтобы вы не грустили, прощаясь с осенними листочками, они приготовили вам сюрприз. (В листочках конфеты).
Картотека дидактических и подвижных игр на тему «Осень» в подготовительной группе.
Дидактическая игра «Осенние приметы».
Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,
внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук,игровое поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я - чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть».
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки».
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей».
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты».
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:«Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра «Вершки и корешки».
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные,дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» ( Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Какой лист?».
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.
Подвижная игра «Белкины запасы».
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: «Сегодня я буду есть орех (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
Дидактическая игра «Парные картинки».
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета ( например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго - картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы, которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем п озлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Овощная считалка:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
***
Стала тыква нас просить:
Жарко!Дайте нам попить! -
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы -
Кабачки и огурцы,
- Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
***
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста, и картошка,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
А зайчишкам-ребятишкам
Травка сладкая горой,
По морковочке одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
***
В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
Помидор, горох, капуста,
Кабачок и баклажан.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо, осень!» скажем.
У. Рашид
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Т. Шорыгин
***
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максаков
***
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка - просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!