Татьяна Сергеева
Проект «Ортопедическая гимнастика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением ОДА»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ПРОЕКТА:«Использование ортопедической гимнастики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА, как формы физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и коррекции плоскостопия»
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ - Воспитанники старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, родители, воспитатели, специалисты сопровождения.
Публикация «Проект „Ортопедическая гимнастика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением ОДА“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
ТИП ПРОЕКТА: Долгосрочный (1 год) практико-ориентированный, проблемный, познавательно-оздоровительный
АКТУАЛЬНОСТЬ: Наше образовательное учреждение посещают воспитанники с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в частности имеющие болезни опорного свода стопы. Для таких детей характерны раздражительность, плохое настроение, боли в ногах, спине, голове - все эти недомогания могут быть вызваны плоскостопием. Плоскостопие гораздо более распространено, чем обычно думают; и те, у кого есть такая деформация, страдают от болей не только в ногах, но и во всём теле. Их походка становится неуклюжей, а сама ходьба причиняет боль. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на исправление недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения. И если не создать необходимые условия для квалифицированной коррекционно – развивающей помощи, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, предусматривающих раскрытие потенциальных возможностей каждого воспитанника, направленных на дальнейшую адаптацию их к обучению в школе и социальной действительности, то у таких детей возникнут вторичные нарушения в развитии. Поэтому у данной категории детей при организации всех видов детской деятельности используем Здоровьесберегающие технологии.
ПРОБЛЕМА: Недостаточный уровень сформированности стойкого навыка правильной установки конечностей в статике и движении.
ЦЕЛЬ: Профилактика и коррекция плоскостопия у старших дошкольников с нарушениями функций ОДА посредством использования ортопедической гимнастики, как формы физкультурно-оздоровительной работы.
ЗАДАЧИ: 1. Формировать навыки самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА за правильной установкой конечностей в статике и движении в различных видах деятельности.
2. Развивать умение самостоятельно организовывать детскую деятельность, направленную на снятие мышечного напряжения, преодоление насильственных движений, всесторонне укрепление мышечной системы с использованием элементов ортопедической гимнастики и профилактического, коррекционного материала и оборудования.
3. Обогащать знания родителей в вопросах оценки физического здоровья и развития ребенка в настоящее время и будущих перспектив физического развития ребёнка с нарушениями функций ОДА.
4. Формировать у родителей практические умения в оказании помощи по профилактике и коррекции плоскостопия ребенка с нарушениями функций ОДА посредством ортопедической гимнастики в условиях семьи.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Профилактика и коррекция плоскостопия у старших дошкольников с нарушениями функций ОДА.
ЭТАПЫ: Подготовительный этап (аналитико-диагностический):
1. Анализ информации об особенностях физического и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста (ознакомление с результатами медицинского обследования – изучение истории развития ребенка, заключений специалистов, наблюдение; анкетирование родителей «Физическое здоровье моего ребенка; индивидуальная беседа с ребенком и родителями).
2. Мониторинг физического развития ребенка, беседы с детьми, наблюдение.
3. Составление плана профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА посредством использования ортопедической гимнастики при плоскостопии.
4. Подбор и адаптация упражнений ортопедической гимнастики, профилактического и коррекционного оборудования для профилактики и коррекции плоскостопия.
5. Подбор и оформление материала для тематических групповых собраний, родительского уголка.
6. Подбор и оформление схем-карточек «Сделай так!», которые включают в себя комплекс упражнений ортопедической гимнастики по профилактике и коррекции плоскостопия.
Основной этап (непосредственно реализация проекта):
1. Реализация плана профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (плоскостопие) посредством использования упражнений ортопедической гимнастики.
2. Включение упражнений ортопедической гимнастики, профилактического и коррекционного материала и оборудования в различные виды детской деятельности.
3. Включение в режимные моменты (утреннюю гимнастику – упражнения «Покатаем», «Потанцуй», НОД, НОД в бассейне «Мы плывем», в гимнастику-побудку после сна «Медвежата», «Высокие деревья», в подвижные игры «Сложи простынку», «Донеси - не урони», «Подними мяч ногами», в физминутки, в индивидуальную коррекционную работу) упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия. Упражнения сидя: «Здравствуйте - До свидания», «Гусеница». Упражнения сидя на стуле: «Художник», «Собери фигуру». Упражнения стоя: «Ходьба по «Дорожке здоровья», ребристой доске, колючей дорожке.
4. Подбор иллюстраций, картинок, фотографий, и создание коллективных детско-взрослых творческих работ о здоровом образе жизни с целью организации выставок, альбомов, тематических стендов, плакатов.
5. Изготовление схем-карточек «Сделай так!», которые включают в себя комплекс упражнений ортопедической гимнастики по профилактике и коррекции плоскостопия.
6. Проведение опроса родителей воспитанников с нарушениями функций ОДА «Есть ли у вашего ребенка плоскостопие? Ваши действия!»
7. Информационное просвещение родительского сообщества через коллективные и индивидуальные консультации «Профилактика и коррекция плоскостопия детей с нарушениями функций ОДА посредством использования ортопедической гимнастики», «Пять видов плоскостопия», через буклет «Веселые ножки» с комплексом упражнений, направленных на профилактику и коррекцию плоскостопия, памятку «Какая должна быть обувь у ребенка».
8. Демонстрация воспитанниками ортопедической гимнастики с упражнениями, направленными на профилактику и коррекцию плоскостопия в рамках проведения детско-родительского тренинга «Веселые ножки» с участием специалиста (физинструктора).
Заключительный этап
1. Мониторинг физического развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА (выявление динамики, определения степени решения проблем ребенка).
2. Внесение корректив в план профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА с целью проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы.
3. Составление специалистами сопровождения детей с нарушениями ОДА (ортопед, физинструктор, воспитатели) рекомендаций по организации индивидуального маршрута развития в условиях ДОО и семьи «Коррекционная программа физической реабилитации».
4. Презентация тематического альбома «Ортопедическая гимнастика» с набором схем-карточек «Делай так!».
5. Презентация тематического стенда «Плоскостопие не для нас».
6. Выставка лучших рисунков «Дружная спортивная семья»
7. Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1. Сформированы навыки самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА за правильной установкой конечностей в статике и движении в различных видах деятельности.
2. Развито умение самостоятельно организовывать детскую деятельность, направленную на снятие мышечного напряжения, преодоление насильственных движений, всесторонне укрепление мышечной системы с использованием элементов ортопедической гимнастики и профилактического, коррекционного материала и оборудования.
3. Родители воспитанников с нарушениями функций ОДА умеют адекватно оценивать результаты настоящего времени и будущие перспективы физического развития ребёнка, основываясь на знаниях по данной проблеме.
4. Сформированы практические умения эффективного оказания помощи по профилактике и коррекции плоскостопия ребенка с нарушениями функций ОДА посредством ортопедической гимнастики родителями воспитанников с нарушениями функций ОДА в условиях семьи.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: 1. Презентация тематического альбома «Ортопедическая гимнастика» с набором схем-карточек «Делай так!».
2. Презентация тематического стенда «Плоскостопие не для нас».
3. Выставка лучших рисунков «Дружная спортивная семья».
4. Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».
5. Размещение на сайте Учреждения консультации для родителей и педагогов «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с нарушением функций ОДА старшего дошкольного возраста посредством ортопедической гимнастики».