Татьяна Еремеева
Проект «Оркестр столовых приборов» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Детская любознательность,
если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Введение
В условиях модернизации современной системы образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка.
Публикация «Проект „Оркестр столовых приборов“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Понимая задачи, стоящие перед нами на современном этапе, обучаем детей ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, стараясь научить, не только правильно усваивать информацию, но и уметь целенаправленно искать ее. Для этого необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
Актуальность
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, они такие разные и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Оркестр столовых приборов – одна из доступных форм исполнения музыки в детском саду. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками – это творческое исследование с неограниченным полетом фантазии, это возможность приобретения многообразного опыта: в связи с музыкой – опыта слушателя и исполнителя; опыта общения и самовыражения; опыта переживания радости и удовольствия.
Поэтому, с целью моделирования положительного эмоционального состояния ребенка, нами было принято решение реализовать проект : «Оркестр столовой посуды» для детей средней группы.
Цели:
- Активизация у детей интереса к музыкальной деятельности и формирование нестандартных подходов к исполнению музыки с помощью столовой посуды.
- Создание единого пространства «семья — детский сад», для полноценного участия родителей в воспитательном процессе.
Задачи:
Обучающие:
- Активизировать представления детей о столовых приборах не только как о посуде, но и как о музыкальных инструментах.
- Продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря.
- Развить интерес к исполнению музыки с использованием нестандартного оборудования.
- Активизирование и обогащение умения родителей по музыкальному воспитанию детей.
- Знакомить детей с приёмами игры на инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью столовой посуды, а также в игре на различных шумовых инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
- Воспитание творческой инициативы, веры в свои силы.
- Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
- Развивать фантазию, творческие способности, чувство ритма, музыкальный вкус.
- Развивать мышление, аналитические способности, умение характеризовать извлекаемые звуки.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств как выдержка, настойчивость, целеустремленность.
- Развивать у детей коммуникативные способности, творческую инициативу, сообразительность посредством совместного музыкального творчества.
Новизна: Детей очень привлекает все новое и необычное. Новизна данного проекта заключается в использовании столовой посуды в качестве музыкальных инструментов. Проект раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных инструментов, удивляет своей непредсказуемостью.
Предлагаем вариант проекта, реализованного с детьми среднего дошкольного возраста. Проект «Оркестр столовой посуды» представляет собой целенаправленную поэтапную работу, имеющую теоретическую, информационную и практическую направленность.
Проект «Оркестр столовой посуды».
Составители: Старицына Лариса Юрьевна (музыкальный руководитель,
Еремеева Татьяна Александровна (воспитатель)
Участники: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Вид проекта : краткосрочный, исследовательско – творческий.
Сроки реализации: с 18 по 29 января 2021года.
Формы организации: групповая
Постановка проблемы: Может ли звучать столовая посуда?
Представленный проект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятия были построены на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности
- Принцип поэтапности (от простого к сложному)
- Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
- Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
В процессе работы использовались следующие методы:
- Словесный (загадки, беседа, чтение сказок, разучивание пословиц и поговорок).
- Наглядный (презентация, иллюстрации, видеоматериалы, исследование, нетрадиционные инструменты).
- Практический (экспериментирование, игры с использованием столовых приборов, оркестр столовых приборов).
- Игровой (дидактические и сюжетно-ролевые игры).
Ожидаемые результаты:
1. После проекта дети смогут ориентироваться в названии столовой посуды, смогут использовать чашки, ложки, тарелки не только как посуду для приема пищи, но и как музыкальный инструмент.
2. Дети сумеют объяснять, почему так звучит посуда (стаканы, проговаривая и объясняя пошагово причины, используя опыт экспериментальной деятельности с педагогом.
3. Дети осознают, что при желании, звучать могут любые предметы, не только столовая посуда.
Этапы:
1 этап: подготовительный
- Изучить литературу и опыт по данной проблеме;
- Определение приёмов, методов и форм обучения;
- Подготовить презентацию «Путешествие в мир столовой посуды»
- Подготовить план проведения заключительного мероприятия «Оркестр столовой посуды».
- Подготовить консультацию для родителей «Музыка на кухне».
2 этап: основной
Интегрирование проектной деятельности в образовательные области:
Познавательное развитие:
- Сбор информации детей совместно с родителями:
Какая бывает посуда? Как изготавливают посуду? Что служило посудой в древности? Может ли посуда звучать?
- Беседа с детьми о видах посуды и ее роли в нашей жизни. (Приложение 1)
Речевое развитие:
- Чтение сказок - И. Семененко «Сказка о кухонной посуде», К. Чуковского «Федорино горе», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»,
- Разучивание пословиц и поговорок о посуде,
- Игра "Найди лишнее",
- Игра "Назови по-другому"
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- пластилинография «Кружка для мамы» (Приложение 1,
- лепка тарелки из колбасок пластилина «Украсим наши тарелки», (Приложение 2).
Музыкальная деятельность:
- дидактическая игра «Найди музыкальный инструмент», (Приложение 3).
- малоподвижные игры: «Будь внимателен!» (звучит музыка, дети по кругу передают деревянную ложку, как только музыка замолкает, ребенок с ложкой танцует, игра «Не зевай, называй!» (Звучит русская народная музыка. Дети стоят в кругу. Каждый ребенок по очереди касается плеча рядом стоящего, как только замолкает мелодия, передающий касание ребенок проговаривает пословицу или поговорку о столовой посуде).
- просмотр видеозаписи с выступлением симфонического оркестра и оркестра народных инструментов; видеофрагмента игры на бокалах «Танец феи Драже» Чайковский.
- импровизации под музыку: на стеклянных бокалах разной величины, на столовой посуде при помощи деревянных палочек и ложек (Приложение 4).
- оркестр столовой посуды.
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Помоги маме помыть посуду», «Сервировка стола» (Приложение 5).
Совместная деятельность воспитателя с детьми : экспериментирование «Игра на стаканах, заполненных разным количеством воды» (Приложение 6)
Работа с родителями:
- Обсуждение с детьми темы проекта.
- Беседа "Музыка на кухне" (Приложение 7).
- Сочинение рассказов, сказок про посуду вместе с ребенком. (Приложение 8).
3 этап: Заключительный.
- Подготовка и проведение итогового занятия. (Приложение 9)
- Выставка детских поделок.
- Анализ деятельности. Обобщение результатов работы.
Подведение итогов деятельности:
Все участники проекта с большим интересом участвовали в запланированных мероприятиях. В результате познавательной деятельности у детей и родителей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, появилось желание поделиться новым материалом с членами семьи, найти интересные факты. Участники проекта проявили творческую активность, у детей повысился интерес к музыкальным и немузыкальным звукам, желание экспериментировать с предложенным материалом. Итоговым продуктом данной деятельности стало создание оркестра столовой посуды.
Заключение
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, в том числе и музыкальной. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Основой метода проектов является познавательная деятельность дошкольников, направленная на достижение результата, носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. У дошкольников формируются умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, в результате - способствует развитию музыкальной, познавательной и творческой активности.
Психологами доказано, что знания, полученные с интересом, с получением положительных эмоций, с преодолением трудностей, преград и затем достижением результата надолго запоминаются ребенком и развивают все его психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2015.
2. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. Авторы-составители: О. В. Толстикова, О. В. Савельева и др. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014Г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель» апрель 2012г. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
4. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Кононова Н. Г.
М. : Просвещение, 1990 г.
5. Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Старшая группа, О. В. Дыбина МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010.
7. Образовательная область «Здоровье» В. А. Дергунская Детство-Пресс 2013
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/26/proekt-orkestr-v-dou
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-orkestr-stolovyh-priborov
Видеоролики https: //www. youtube. com/
Приложение 1
Беседа с детьми о видах посуды.
Пластилинография
«Кружка для мамы».
Приложение 2
Лепка тарелочек из колбасок пластилина
Приложение 3
Дидактическая игра
«Найди музыкальный
инструмент».
Малоподвижная игра
«Будь внимателен».
Приложение 4
Импровизации на бокалах,
Импровизации на
столовой посуде
Оркестр столовой посуды
Приложение 5
Сюжетно-ролевая игра «Сервировка стола».
Приложение 6
Экспериментирование
игра на стаканах.
заполненными
разным количеством
воды
Приложение: 7
Беседа с родителями: «Музыка на кухне».
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира.
Моя задача – заинтересовать, Вас, родители процессом всестороннего развития музыкальных задатков, творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста вашего ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания
Окружающий нас мир состоит из звуков: громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно только немного прислушаться, открывая сначала, может быть незаметные, удивительные созвучия.
Уважаемые родители! Сегодня мы будем учиться играть с детьми на кухне. Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. А я с вами не соглашусь. Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне? Во время самостоятельной деятельности или игры малыши пробуют извлекать звуки из тех инструментов, на которых играют взрослые, либо стремятся найти для этого «нечто подходящее». Даже кухонная утварь может стать для них музыкальным инструментом.
Начнём с обыкновенных ложек, лучше всего, если дома найдется пара деревянных.
Для малышей приемлем вариант, когда каждая ложка находится в отдельной руке.
Из кастрюли, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан.
Также, можно подвесить на верёвке алюминиевые кастрюльки и ковшики и бить по ним ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится прекрасный ударный инструмент.
Не стоит выбрасывать ненужные баночки из-под йогурта, кофе, футляры от киндер-сюрпризов, и много других, как окажется позже, полезных для творческой деятельности предметов. Имея под рукой несложные орудия производства (ножницы, нож, шило, сверло, напильник, пилу и др.) дети вместе с родителями могут из этих, казалось бы, несовместимых предметов и бросовых материалов создавать музыкальные инструменты.
Попробуйте вместе с ребёнком озвучить его любимую сказку сопровождение этих «музыкальных инструментов».
Приложение 8
Приложение 9
Конструкт заключительного мероприятия: «Оркестр столовой посуды».
Этапы Ход мероприятия Деятельность детей
Ввод в тему НОД,
Закрепление полученных ранее знаний.
Музыкальный руководитель:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли необычные гости, хотите их увидеть? Муз. руководитель с детьми подходят к столу, на котором столовая посуда накрыта большим платком. Давайте посмотрим, что здесь находится? Дети под музыку заходят в зал. На столе расставлена разнообразная столовая посуда.
Дети рассматривают предметы, стоящие на столах, называют их.
Постановка проблемы Правильно, у нас в гостях столовая посуда. Звучит аудиозапись «Звон посуды».
Ребята, что это за шум, чьи это звуки?
Воспитатель читает стихотворение
Г. Шагалиева
На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит. —
Стоп! — Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы — ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, —
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.
Как вы думаете, почему начался спор среди посуды?
Есть ли среди столовой посуды самый главный?
Правильно, все приборы имеют свое предназначение и каждый из них необходим.
Ответы детей.
Ответы детей.
Исследовательская
деятельность
Самоанализ Ребята, а как вы думаете, может ли столовая посуда звучать?
Каким способом можно извлечь звук?
Какие звуки издает определенный столовый прибор? Почему?
Дети подходят к столу, экспериментируют извлекая звуки из столовой посуды.
анализируют тембровые и динамические качества, сравнивают качество звука в зависимости от свойств материала.
Продуктивная деятельность А теперь я предлагаю поднять настроение нашим гостям – столовой посуде и повеселить ее. Как мы можем это сделать?
Мы можем создать необычный оркестр, в котором мы сыграем не на музыкальных инструментах, а с использованием столовой посуды. Я предлагаю каждому из вас выбрать себе «инструмент».
Начинаем выступление!
Звучит русская народная песня «Ах, вы, сени».
Ответы детей
Дети выбирают на чем они будут играть.
Дети импровизируют под музыку.
Рефлексия Спасибо, ребята! Вот какой дружный оркестр столовой посуды у нас получился!
А вам понравилось наше выступление?
До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Дети выражают свое мнение по вопросам самооценки. Делятся впечатлениями