Александра
Проект «Оркестр самодельных музыкальных инструментов, как средство развития чувства ритма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой : малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него об-щение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Публикация «Проект „Оркестр самодельных музыкальных инструментов, как средство развития чувства ритма у дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Оркестр для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр.
В процессе своей педагогической деятельности, работая с детьми, я замечала, что дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи. Дошкольники очень хорошо чувствуют выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.
В целях повышения качества работы ДОУ по разделу «Музыкальное развитие дошкольников», провела анкетирование для родителей. По результатам анкетирования по нашему ДОУ: у 48% детей есть дома музыкальные инструменты, 35% детей пробуют самостоятельно музицировать на детских музыкальных инструментах. И только 10% родителей принимают участие в музицировании с ребёнком. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей не обращают должного внимания на развитие творческой и эмоциональной активности у дошкольников.
Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Эмоциональная отзывчивость на музыку развита во всех видах музыкальной деятельности, прежде всего в восприятии музыки.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передаётся ее содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Опыт работы с детьми показал, что наиболее сложным является развитие ритмического слуха. Проводя диагностирование детей, получила следующие результаты развития чувства ритма : у 35% детей чувство ритма развито на высоком уровне, 55% детей имеют средний уровень, и у 10% детей выявлен низкий уровень развития чувства ритма. Поэтому считаю актуальным повышать чувство ритма у детей.
В нашем детском саду недостаточно детских музыкальных инструментов, поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения проекта.
Проект : «Детский оркестр самодельных музыкальных инструментов, как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие чувства ритма у дошкольников».
Цель: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла через становление и развитие чувства ритма.
Задачи:
• Проанализировать психолого- педагогическую литературу по музыкальному воспитанию дошкольников.
• Привлечь родителей к реализации проектной деятельности по сбору бросового материала для изготовления самодельных музыкальных игрушек.
• Провести с педагогами ДОУ работу по изучению и изготовлению самодельных музыкальных инструментов, посредством ведения консультаций, семинаров, мастер классов.
• Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
• Вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.
• Повышать уровень развития чувства ритма через комплекс педагогических воздействий.
а) музыкально- дидактические игры.
б) русские народные мелодии.
в) игру на самодельных музыкальных инструментах.
• Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности.
Вид проекта :
по количеству участников: коллективный;
по контингенту участников: четырёх - семи лет;
по характеру деятельности: художественно- творческий;
Механизм реализации проекта – принцип сотрудничества.
*улучшение психологического микроклимата в коллективе;
*совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
* Заинтересованность педагогов Доу проектным методом.
• Выход на новый уровень сотрудничества с коллегами других образовательных учреждений
* развитие музыкально-эстетического вкуса;
*проявление любви и интерес к музыке, желание участвовать в музыкальном процессе;
* формирование чувства ритма;
* развитие общей музыкальности;
*способность принимать точку зрения товарища;
* проявление самостоятельности и инициативы
* приобретение навыков партнёрского общения.
* умение договариваться и распределять обязанности между собой;
*обогащение словарного запаса;
* развитие познавательных интересов;
* активно принимать участие в конструировании муз. игрушек – самоделок.
*повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;
*обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества
с ребенком в семье;
*сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;
* изменение приоритетов родителей в вопросе музыкального воспитания детей.
Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта
Задачи этапа
Проектные мероприятия
Деятельность
педагога Деятельность
детей.
Выбор темы По результатам диагностики выявить слабые стороны в музыкальном воспитании детей.
Определить приоритеты родителей во взглядах на музыкальное воспитание детей.
1. Наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности и на занятиях.
2. Анкетирование родителей.
1. Игровая деятельность детей.
Дети рассказывают о своих любимых музыкальных инструментах.
Подготовка к проекту.
Определить наиболее оптимальные средства, методы по становлению и развитию у детей чувства ритма.
-выбрать виды музыкальной деятельности с помощью которых можно решить проблему;
-определить модель решения проблемы.
1. Подбор методического материала.
2. Подбор музыкальных произведений, на основе которого будет идти реализация проекта.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Подбор силами родителей «бросового материала» для изготовления музыкальных игрушек – инструментов.
6. Разработка занятий и сценариев.
Осознают и лично воспринимают проблему.
Принимают задачу. Предлагают свои решения и принимают участие в моделирование продукта своей деятельности.
Реализация проекта
1этап
Изучение немузыкальных звуков окружающей среды.
2 этап
Создание простейших инструментов.
3 этап
Принцип создания инструментов и исполнения музыкальных произведений на детских самодельных инструментах.
4этап
Применение комплекса педагогических воздействий, обеспечивающее повышение уровня развития чувства ритма у детей.
Подведение итогов
1. Изучение немузыкальных звуков природы, улицы, дома.
2. Познакомить детей с металлическими, деревянными, стеклянными звуками.
3. Знакомство детей со звуками музыки.
1. Знакомство с музыкальным инструментом - погремушкой
2. Знакомство с музыкальным инструментом – барабаном.
3. Знакомство с музыкальным инструментом –колокольчиком.
1. Знакомство детей с инструментами разных стран и их изготовление.
Россия - деревянные палочки, гусли, коробочка, треугольник, бубен музыкальный молоточек, бубенцы, рубель, колотушка, «шаркунчик».
Япония – бамбузи.
Испания – кастаньеты, румба.
Индия – барабан.
2. Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра.
3. Изготовление музыкальных инструментов для озвучивания сказок, стихов.
Повышать уровень развития чувства ритма и эмоциональную отзывчивость детей, через музыкально – дидактические игры, русские народные мелодии, игру на самодельных музыкальных инструментах
Определить эффективность влияния музыкально – дидактических игр, игры на самодельных музыкальных инструментах на становление и развитие чувства ритма.
Совершенствовать систему взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам музыкального воспитания детей.
Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках – инструментах.
При помощи опытов «Музыка или шум»,
«Почему всё звучит?»,
«Откуда берётся голос?» научить определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебания предметов, возникновения звуков речи.
Дидактические игры: «Где живут звуки?», «Море».
При помощи опытов «Как распространяется звук», «Где живет эхо?» дать понятие о том, как распространяются звуковые волны, подвести к пониманию процесса возникновения эха.
Дидактические игры:
«Где живут звуки?», «Море», «Наше путешествие».
При помощи опытов «Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?» выявить одну из причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания предметов от их размера.
Дидактические игры:
«Где живут звуки?», «Море», «Наше путешествие», «К нам гости пришли».
Познакомить детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением и приёмом игры на нём.
При помощи опыта «Коробочка с секретом» выявить причину ослабления звука.
Познакомить детей с музыкальным инструментом – барабаном, его изготовление и обучение приёмам игры на нём.
При помощи опытов «Как сделать звук громче?», «Почему не слышно?» выявить причину усиления и ослабления звуков.
Познакомить детей с музыкальным инструментом – колокольчиком, его изготовление и обучение приёмам игры на нём (удар на сильную долю, пунктирный ритм)
При помощи опытов «Передай секрет», «Как быстрее?» выявить особенности передачи звука на расстоянии.
Дидактическая игра: «Солнышко и тучка».
Познакомить детей с музыкальными инструментами –деревянными палочками, коробочкой, треугольником, бубном, их изготовлением и приёмам игры на них.
Познакомить с колотушкой, рубелем.
При помощи опыта «Спичечный телефон», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии, выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Познакомить с музыкальным инструментом «шаркунчик». Изготовлением и приёмам игры на нём.
Познакомить детей с музыкальными инструментами –
бамбузи, кастаньетами, румбой. Изготовлением и приёмам игры на них.
Дидактические игры: «Определи по ритму», «Определи темп».
Познакомить с музыкальным инструментом – индийским барабаном, его изготовлением и приёмам игры на нём.
Познакомить детей с музыкальными инструментами –
гитарой, скрипкой, металлофоном, ксилофоном, приёмами игры на них.
Дидактические игры: «Любимые песни», «Музыкальные загадки»
Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок, стихов –
«квакушкой», «хлопушкой», скрипунчиком», «ветерком», с секретом их изготовления.
Использовать на занятиях музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма : «Весёлые гудки», Весёлые подружки», «Три медведя», «Определи по ритму».
Ритмические кружочки, палочки.
Использовать упражнения»Балалайка и гармошка», «Стирка», «Мы – мастера». Совершенствовать игру на инструментах.
Содействовать музицитованию через организацию культурно -досуговой деятельности.
1. Подготовить презентацию.
2. Провести презентацию.
2. Анализ результатов работы.
3. Диагностика детей (уровень развития чувства ритма).
4. Распространение опыта проектной деятельности.
5. Оформление результатов проекта.
Дети знакомятся со звуками окружающей природы, дома, улицы.
Дети учатся элементарно анализировать немузыкальные звуки.
Дети знакомятся с немузыкальными звуками окружающей среды, учатся их определять и анализировать.
Дети знакомятся со звуками музыки.
Вспоминают, какие ещё бывают звуки.
Дети знакомятся с инструментом - погремушкой,
принципом изготовления и приёмам игры на ней. Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментом - барабаном,
принципом изготовления и приёмам игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм). Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментом - колокольчиком,
принципом изготовления и приёмам игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм). Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментами - деревянными палочками, коробочкой, треугольником, бубном,
принципом изготовления и приёмам игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм).
Знакомятся с колотушкой,
рубелем, принципом изготовления и приемам
игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм, ритмический рисунок).
Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментом – бамбузи,
принципом изготовления и приёмам игры на нём (удар на сильную долю).
Знакомятся с костаньетами, рубелем, принципом изготовления и приемам
игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм, ритмический рисунок).
Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментом – барабаном,
принципом изготовления и приёмам игры на нём (удар на сильную долю).
Дети знакомятся с инструментами – скрипкой, гитарой, металлофоном, ксилофоном, принципом изготовления и приемам
игры на них.
Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с инструментами, с секретом их изготовления и приёмам игры на них.
Пробуют самостоятельно музицировать на занятии, в свободной деятельности и дома.
Дети знакомятся с играми и осваивают их.
Договариваются о защите проекта -выбирают музыкальные номера.
Представляют продукт деятельности.
Участвуют в тестировании.
Ожидаемые результаты
• создание в ДОУ оркестра самодельных музыкальных инструментов;
• развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке, инструментах;
• в процессе музыкальной деятельности способствовать развитию творческих способностей.
• способствовать развитию музыкальной личности : мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной;
• вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
• проявление интереса к экспериментированию;
• создание коллективистических взаимоотношений детей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
Кадровые ресурсы: педагоги, родители.
Информационные ресурсы:
• Т. Н. Девятова «Звук – волшебник»
• Г. Н. Пламадяла «Становление и развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста»
• Н. Г Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
• Н. Г. Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
• Дошкольное образование https://edu.rin.ru/preschool/index.html.
Материально-технические ресурсы:
• музыкальный уголок;
• музыкальные инструменты : фортепиано;
• коллекция детских музыкальных инструментов;
• Материалом для изготовления музыкальных игрушек – инструментов служит «бросовый материал» - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы и т. Д.
• технические средства : ноутбук, музыкальный центр.
Программно-методические ресурсы:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией H.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мозаика -Синтез» 2016г.
Возможные риски
Риск Способ преодоления
Недостаточно аудиозаписей. Связь с социумом: ДК, школа.
Недостаточная активность родителей. Подобрать наиболее эффективные методы взаимодействия.
Человеческий фактор. Учесть взаимозаменяемость (одну роль исполняют 2 человека).