Арзубова Анастасия
Проект по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Хотим всё знать!»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность
детей старшего дошкольного возраста».
"Хотим всё знать!".
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель.
Актуальность: Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста „Хотим всё знать!“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что
он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи: Образовательные:
- Формирование представление о предметах, их свойствах и качествах
- Формирование способности определять взаимосвязи между
предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения
исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы проведения:
- Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и
эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
- Проведение опытов (практических);
- Беседы (конструктивные).
Этапы проекта:
1)Подготовительный этап:
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
- диагностика;
- определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
2. практическая часть:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, социально-коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие: рисование, лепка.
3) Заключительный этап:
- диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение
основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого
развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной
образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей
среды в группе.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
1. «Окрашивание китайской капусты»
Эксперимент – наблюдение «Окрашивание листьев китайской капусты» проводился при непосредственном активном участии ребят подготовительной к школе группы.
Цель эксперимента:
- воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности, к длительным наблюдениям;
- наглядно показать детям естественный процесс питания растения, движение воды по мелким капиллярам;
- поощрять стремление детей принимать самое активное участие в экспериментальной деятельности.
Оборудование для проведения экспериментальной деятельности: пластиковые прозрачные стаканчики, листья китайской капусты, красители жидкие пищевые пяти цветов (оранжевый, красный, зелёный, жёлтый, синий, лейки с обычной водопроводной водой, чайные ложечки.
Ход экспериментальной деятельности.
Ребята группы принимали самое активное и непосредственное участие в проведении экспериментальной деятельности.
Перед проведением эксперимента вспомнили с ребятами о правилах безопасного поведения во время экспериментальной деятельности.
1. Ребята наполнили пять пластиковых прозрачных стаканов водой, в каждый стаканчик осторожно вылили из пакетиков жидкие пищевые красители зелёного, красного, синего, оранжевого и жёлтого цветов и размешали чайной ложечкой.
2. В стаканчики с окрашенной в разный цвет водой ребята поместили листья китайской капусты. Обменялись мнениями о том, что должно произойти с листьями и поставили стаканчики на подоконник.
3. Через час ребята с удивлением отметили, что листья китайской капусты начали окрашиваться в тот цвет, которым была окрашена вода в стакане.
4. На следующий день ребята с восторгом замечают, что листья стали окрашены ещё ярче. Ребята с большим интересом рассматривают листья с изменившимся цветом и делают умозаключения, что произошло это потому, что окрашенная вода по мелким капиллярам от среза поднимается вверх листьев.
2. «Радуга в стакане».
Методика проведения эксперимента:
Берем 4 одинаковых стаканчика и пронумеровываем их.
В стаканчики насыпаем сахар. В 1-ый стакан 1 ложку, во 2-ой – 2 ложки, в 3-ий – 3 ложки и в 4-ый стакан 4 ложки сахара.
В каждый стакан с сахаром добавляем по 3 ложки воды и размешиваем. Получатся жидкости разной плотности (чем больше сахара, тем больше плотности).
Берем 4 стакана с небольшим количеством воды, добавим краску (1 стакан – красная, 2 стакан – желтая, 3 стакан - зеленая, 4 стакан – синяя) и перемешаем, вода окрасится.
Добавим окрашенную воду в стаканчики с сахаром в соответствии с номерами и размешаем.
Берем чистый стакан. Набираем из стакана № 4 30 мл (3 шприца по 10 мл) синей сладкой жидкости, и наливаем в чистый стакан.
Набираем из стакана № 3 30 мл (3 шприца по 10 мл) зеленой сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к синей жидкости.
Набираем из стакана № 2 30 мл (3 шприца по 10 мл) желтой сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к полученной жидкости.
Набираем из стакана № 1 30 мл (3 шприца по 10 мл) красной сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к полученной жидкости.
В конце эксперимента видно, что появились слои разного цвета, и образовалась радуга. Жидкость не смешалась из-за разной плотности воды, так как количество сахара в каждом стакане было неодинаковым.
Результаты экспериментирования:
1. Изучив разнообразную литературу можно получить много интересной информации о радуге.
2. Смешав разное количество сахара и одинаковое количество воды можно получить разную плотность воды.
3. Добавив в разную по плотности воду краски разных цветов, и соединив их можно увидеть цветные слои, которые образуют радугу.
3. «Домашний дождик».
Цель: объяснить и показать детям, что такое дождь.
Задачи:
Сформировать представление детей о дожде, как о погодном условии.
Поддерживать интерес к созданию новых опытов.
Закрепить знания о дожде и тучах.
Вызывать желание творческих способностей детей.
Материалы:
-прозрачный контейнер, стакан или банка с водой
-пена для бритья,
-Гуашь синяя или разведенный в воде пищевой краситель (подойдет краска для пасхальных яиц).
-пипетка, кисточка или трубочка для коктейля.
Ход опыта:
В прозрачный сосуд с водой поместить пену для бритья.
В небольшом количестве воды развести синий пищевой краситель (примерно на кончике ножа). Капнуть несколько капель разведенного красителя на
пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идет цветной дождик.
Под действием солнечного тепла вода испаряется с поверхности земли, океанов, морей, озёр и рек (Попросите ребёнка продолжить этот ряд перечислений). Водяной пар поднимается вверх, в небо. Там под действием холода пар начинает конденсироваться (снова превращаться в жидкое состояние). Миллионы маленьких водяных капелек собираются вместе и образуют облака. Когда капельки воды становятся слишком тяжёлыми, чтобы удерживаться в воздухе, они падают
вниз в виде дождя. Зимой, когда воздух холодный, водяные капельки замерзают и превращаются в маленькие ледяные кристаллики. Они прилипают друг к другу, тяжелеют и падают вниз в виде снега. Попавший на землю дождь или снег снова испаряется под действием тепла. И снова попадает в
облако.
Так совершается круговорот воды.
4. «Секретное письмо».
Задачи: - формировать представления о веществах, используемых для получения симпатических чернил.
- формировать представление о способах проявления невидимых чернил.
- осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно- следственные связи.
Материалы и оборудование: листы белой бумаги на каждого ребёнка, ватные палочки, лимон, сода, молоко, утюг, свеча, йод.
Сегодня мы с вами выясним, из каких веществ можно сделать невидимые чернила и каким способом можно их проявить, чтобы прочитать сообщение.
1 стол – выполняет опыт с лимоном. Один из ребят берёт половинку лимона и выжимает из него сок в специальную тарелочку. Затем все остальные берут ватные палочки и пишут на белом листочке своё имя. Листочки остаются на столах и сохнут.
2 стол – выполняет опыт с содой. Один берёт ложку соды и смешивает её с водой. Полученным раствором все остальные ребята пишут ватными палочками на листочке своё имя и оставляют листочек на столе.
Сейчас мы будем проявлять невидимые чернила. А делать это будем разными способами. Садитесь все на стулья, Сначала посмотрим, что у нас получится с листочками, на которых ребята писали лимонным соком. Я зажгу свечу и подержу листочки над пламенем свечи. Этот опыт нужно выполнять очень осторожно, чтобы не обжечься. Поэтому, дома, если вы захотите повторить этот опыт, обязательно делать это со взрослыми. Потому что, здесь присутствует опасный компонент- огонь. (воспитатель держит листочки над пламенем свечи и дети видят, как проявляются надписи).
Ребята, какой вывод можно сделать? Из лимонного сока можно сделать невидимые или симпатические чернила? Можно.
А теперь давайте проверим, подойдёт ли содовый раствор для изготовления невидимых чернил. А проверять мы будем тоже нагреванием, но с помощью утюга. Посмотрите, я включу утюг в розетку и нагрею его. Затем я возьму ваши листочки и проглажу горячим утюгом. (дети видят, как проявляются надписи) Ребята, что вы можете сказать? Подходит содовый раствор для изготовления невидимых чернил? Но, я хочу вам напомнить, что этот опыт тоже содержит опасный компонент. Какой? (утюг) Поэтому этот опыт можно проводить только вместе со взрослыми.
5. «Изучаем плавучесть тела»
Что такое плавучесть? Это свойство предметов удерживаться на поверхности воды. Этот эксперимент поможет нам выяснить, от чего именно она зависит. Если от тяжести, то почему тогда корабли не тонут? Может, дело в другом? Это мы и выясним.
Для опыта понадобится: Ёмкость с водой. Пластилин.
1. Сначала из пластилина скатаем шарик и опустим его в воду. Что произойдёт? Шарик утонет.
2. Достанем шарик из воды, разомнём его и сделаем лепёшку, слегка приподняв края. Опустим его в воду. На этот раз лепёшка будет плавать. Делаем вывод: один и тот же кусок пластилина может, и тонуть, и плавать. Его плавучесть зависит не от веса, а от формы. Лепёшка вытесняет больше воды, а значит, с большей силой выталкивается наверх. А погружной объём у шарика меньше, соответственно, и выталкивающая сила будет слабее. Дополнительно в дело вступает плотность предметов. На поверхности воды может удерживаться только тот предмет, плотность которого меньше. У лепёшки образовалось больше пустот, нежели в сжатом шарике, благодаря им она и удерживалась на плаву. Кстати, внутри корпуса корабля тоже делают специальные воздушные прослойки, это и помогает ему плавать.
6. «Цветы в воде»
Бумажные цветы распускаются в воде.
Цветная бумага, ножницы и вода - это всё, что нам понадобится. Вода отлично подходит для исследования и проведения различных опытов. Мы часто используем её в своих экспериментах. Вот и в этот раз без воды не обошлось, дополнительно надо вырезать несколько бумажных цветов.
После того, как цветы готовы, загибаем лепестки внутрь. Чем больше цветов вы подготовите, тем зрелищнее будет ваш эксперимент.
Так выглядят сложенные цветы.
Наполняем любую ёмкость водой. Далее аккуратно опускаем цветы в воду и наблюдаем за процессом.
Что же будет происходить?
«Такое волшебство" происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается.